Поиск       
Советский Эксперт on-line

Икона - это окно в небо

Категория: Культура, 11.11.2008

Искусство иконописи пришло в Киевскую Русь уже в сформированном виде с христианством из Византии. Иконы относятся к церковному искусству, поэтому должны соответствовать определенным правилам - канонам, но, несмотря на строго выписаны, одухотворенные аскетические лыка святых, определенные представления о цвете, красоту и гармонию, в иконописи также может проявляться творчество. Христиане убеждены в том, что через иконы Бог смотрит на мир и на нас. Между человеком и изображением постоянно происходит взаимодействие: икона пробуждает человека к разговору с Богом, направляет ее к Всевышнему. Незаурядным мастерством и знаниями должен обладать мастер, чтобы создавать такие шедевры красоты, святости и гармонии.

Иконы все видят и знают, но молчат. Немного о них читателям «Новой Эры» рассказал иконописец Владимир шерсти.

- Желание писать иконы передалось мне генетически: отец моей мамы был иконописцем и изучал это искусство в Золочеве, а затем в Вене. Я специального образования не имею, заканчивал художественную школу в Подволочиске, а в институт поступить мне не удалось. Видимо, уже тогда «кто сверху» знал заранее, что я буду писать иконы: на вступительном экзамене по геометрических фигур, нарисованных мною однажды совершенно случайно вышел огромный крест, что, конечно, было неприемлемым в атеистические советские времена, и студентом я не стал.

Путь к иконе Владимира Шерстия был долгим. Сначала работал художником-оформителем, а затем перебрался на постоянное место жительства в Аргентину, позже - в Бразилию, где работал реставратором в костелах. Но назначение, данное Богом, находит художника и вдали от дома - в Куритибе.

- Однажды, с одним священником я поехал в Сан-Паоло, - рассказывает В. шерсти. - Там украинские эмигранты, когда выезжали после войны в 40-х годах, оставили много запрещенной литературы, о которой в тогдашнем Советском Союзе можно было только мечтать. Книги лежали просто в мешках нечитаемый и никому ненужные. Мне попала в руки маленькая брошюрка, изданная в 1947 году в Свято-Феодосийском монастыре Киева о чудотворных иконах Киевской Руси «Поклон Марии». К тому иконопись мне просто нравился, а после чтения, я заинтересовался историей иконописи, меня поразило то, как мало мы, украинские, знаем о своих памятники сакрального искусства. Поэтому, следуя внутренним порывам, я начал рисовать лыка святых.

На чужбине, далеко от Украины Владимир шерсти вкладывает свою лепту в возрождение традиций древнего иконописи. В Куритибе 2003 года состоялась его первая персональная выставка. Господин Владимир таким образом хотел показать Украину миру, а украинские в мире напомнить о Родине.

- Обратившись к муниципалитету, я получил огромную поддержку и помощь: они взяли на себя полностью организацию виставкы, сделали приглашение. Именно тогда с визитом в Бразилии находился патриарх Украинской Греко-Католической Церкви кардинал Любомир Гузар, он также посетил мою выставку и дал мне свое благословение для работы.

Иконы Владимира Шерстия выполнены в византийской манере, поэтому они не воспринимают плотской красоты. Автор объясняет, что есть нюансы, которых должен обязательно соблюдать, но его иконы не являются копиями. Господин Владимир имеет собственный индивидуальный почерк.

- Не могу сказать наверняка который мой почерк, - признается наш собеседник, - я стараюсь не использовать холодных тонов, моим иконам свойственны мягкие, пастельные цвета, а также много позолоты - теплой, близкой к красному. Хотел бы немного отойти от белого цвета. Но пока еще не могу его заменить.

Такой выбор цветовой гаммы, по словам г Шерстия, неслучаен. Верующий, говоря молитву, должен чувствовать тепло иконы, поскольку она является переходным этапом разговора человека с Богом. Иконописец уточняет, что есть различные техники, различные школы иконописи, но использование холодных цветов для него не приемлемо, так как они будто совершают какое незаметный, но ощутимый пресс на того, кто молится.

- Наши люди идут в церковь, как на праздник, то о каком давлении может идти речь, - недоумевает иконописец.

Услышав рассказы о самом процессе созидания иконы, понимаешь, что художник должен быть не только непревзойденным мастером кисти, но и глубоко верующим и знающим.

- Я никогда себя не заставляю рисовать, - рассказывает п.Шерстий. - Нужно, чтобы тебя тот святой сам побуждал к работе, иначе ничего не получится. Когда у меня вдохновение - ищу сюжеты. Часто идеи возникают в процессе подготовки доски для нанесения рисунка: сначала доска проклеивается паволоки, чтобы не трискала, далее - наносится специальная мастика левкас и выравнивается поверхность На левкас наносится рисунок, который затем вырезается по контуру, - так достигается эффект рельефности. Доска иконы чрезвычайно важна, она выполняет ту же роль, что фундамент для дома. Я чрезвычайно внимателен к этой последовательности, поэтому на свои иконы я даю гарантию на века.

Владимир шерсти признается, что не часто общается с другими иконописцами. Иконопись - это для него нечто свое и родное, основная и единственная работа, значит, и хлеб его. Много времени проводит в своей мастерской в Подволочиском районе. Там он имеет возможность подумать, поговорить с иконой. Часто увлекается настолько, что может потерять чувство времени и за сутки полностью закончить работу.
Такой захват иконописью и полная самоотдача этому искусству позволили г. Владимиру организовать ряд выставок. Так, персональные выставки икон Владимира Шерстия происходили два года назад в Тернопольском краеведческом музее, в Хмельницком литературном музее, в Хмельницкой Научной библиотеке им. Островского, также несколько икон осталось в Куритибе.

Сейчас художник пишет икону «Тайная вечеря». Он удивляется Леонардо да Винчи, который писал святых из конкретных типажей.

- Мы, люди, должны стараться быть похожими на святых, а не наоборот. Именно поэтому я придерживаюсь византийского стиля и не использую портретного изображения.

Однако строгое соблюдение канонов, не ограничивает автора икон, наоборот, он искусно сочетает традицию и новаторство в иконописи.

- Часто выхожу на улицу, показываю свои работы людям. Конечно, улица - это не место для продажи икон, но для меня это место для общения, для обмена впечатлениями, я вижу, как люди реагируют на мои иконы. Году, я участвовал в фестивале «Страна мечты» в Шевченковском рощи, во Львове. В моей памяти запечатлелся, как к моей иконы подошла маленький ребенок, перекрестилась, поцеловала образ Святого и сказала: «боженька» ... Именно в этом я вижу основное назначение своего труда.

Наталья Липинская

краеведческом музее, в Хмельницком литературном музее, в Хмельницкой Научной библиотеке им. Островского, также несколько икон осталось в Куритибе.

Сейчас художник пишет икону «Тайная вечеря». Он удивляется Леонардо да Винчи, который писал святых из конкретных типажей.

- Мы, люди, должны стараться быть похожими на святых, а не наоборот. Именно поэтому я придерживаюсь византийского стиля и не использую портретного изображения.

Однако строгое соблюдение канонов, не ограничивает автора икон, наоборот, он искусно сочетает традицию и новаторство в иконописи.

- Часто выхожу на улицу, показываю свои работы людям. Конечно, улица - это не место для продажи икон, но для меня это место для общения, для обмена впечатлениями, я вижу, как люди реагируют на мои иконы. Году, я участвовал в фестивале «Страна мечты» в Шевченковском рощи, во Львове. В моей памяти запечатлелся, как к моей иконы подошла маленький ребенок, перекрестилась, поцеловала образ Святого и сказала: «боженька» ... Именно в этом я вижу основное назначение своего труда.

Наталья Липинская

Читайте также:


Информационно-справочный департамент отвечает на вопросы

«Нет» роста цен на лекарства

1% юношей Тернопольщины хотят стать офицерами

Министр здравоохранения проверился на ВИЧ и сифилис

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: