Поиск       
Советский Эксперт on-line

«Поминальная молитва»: импрессионистическое

Категория: Культура, 09.12.2008

Премьерный спектакль нового сезона в Тернопольском академическом драматическом театре им. Т.Г. Шевченко «Поминальная молитва» по мотивам трагикомично притчи Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» в постановке режиссера А.П. Мосийчука и со звездным составом актеров в главных ролях состоялась в прошлую среду.

Первое, на что обращаешь внимание, когда открывается занавес - это декорации. Вместо сложных, затиюватих декораций, словно простые на первый взгляд щиты, которые висят в воздухе, сбитые из досок и перемотана мотузяччям. Некоторые из уважаемых тетушек (которым хочется цветного, красочного, рисованного) возмущаются: «Разве это декорации для драмтеатра?» На самом деле, декорации сами подталкивают к размышлениям, настраивают на нужное настроение. Разработка - гениальная: несколько постукив молотком в темноте сцены - и имеем интерьер дома молочника Тевье (его воплощал народный артист Украины Вячеслав Химьяк), еще несколько постукив по доске - и готова церковь, кабак, смертное ложе жены Тевье Голды (собственно, эту сцену смерти гениально сыграла заслуженная артистка Вера Самчук) и т.д. Чрезвычайно удачно подобраны костюмы, соответствующие времени, а также музыкальное сопровождение.

Шолом-Алейхема часто называют изболевшееся писателем, он сам писал: «Страшнее всего - это боль, о котором не расскажешь. Собственно, это ощутимо уже в самом жанре, выбранном для спектакля - трагикомедия: трагические сцены из жизни главного персонажа спектакля и его окружающих щедро пересыпанные ироничными еврейскими остротами и нетипичным мировосприятием. Один из персонажей обращается к молочника: «Тевель, Тевель, когда я приду к тебе за молоком, а не по слезы?» Мастерская игра актеров усилила одну из главных мыслей, заложенных в спектакль: беда, и смех, и слезы - общие для всех, несмотря на вероисповедание, социальный статус, взгляды на мир.

Специфика современного театра заключается в том, что актеры, автор, режиссеры позволяют зрителям сделать свой выбор, увидеть именно то, что в тот момент просмотра им больше хочется видеть, это удачно делала тернопольская публика: кто от души смеялся над еврейских острот, кто искренне занимался рядом неудач, которые сопровождали главных персонажей.

Центральный персонаж спектакля - Тевье-молочник - чрезвычайно целостный образ, отец пятерых дочерей мечтает о том, чтобы судьба была благосклонна к ним и обогрели их своими самыми теплыми лучами. Но Бог, которому Тевье по-своему и не без присущей ему иронии так часто общается, хочет другого. Судьба дочерей молочника не спешит быть к ним очень приветливой: старшая Цейтл пренебрегает сватовством богатого мясника Лейзера (персонаж Владимира Ячминського) и выходит замуж за бедного, но любимого сапожника, Голд влюбляется в революционера перчик иирушае вместе с ним в ссылку в Сибирь; третья Хава выходит замуж за украинского и отрекается от своей веры. Все же, сила родительской любви побеждает все, и они воспринимают выбор каждой из дочерей. Таким образом нарушено вечная проблема отцов и детей, которые по-разному понимают счастье.

Театр - это живое общение. От общения с «Поминальная молитва» остаются размышления о добре и зле, о горести, о смирении перед неизвестным, о громкое моление о счастье. На сцене разыграна имела модель мира, то, как человек ищет собственное место под солнцем, где смех является не отделенным от слез, добро от зла, любовь от ненависти, «где на одной территории живут украинские и евреи, вот только умирать ходили каждый на свое кладбище ... »

Владимир Ячминський, народный артист Украины:

«Моя роль Лейзера в этом спектакле - не абы-либо роль. Она мне нравится тем, что этот человек умеет прощать и прощать хорошо. Старый холостяк, который занимался мясным делом занимался так, что увлекся деньгами. Но в душе он поэт. Влюбился в молодую девушку, которая отказалась выйти за него. Но он ей прощает. И это прощение мне нравится больше: он простил и понял. Выезжая из городка, он приходит прощаться с Цейтл. И эта сцена прощания показывает характерные черты моего персонажа.

Трагедия и комедия - они рядом, так как любовь и ненависть. Мой образ также трагикомический образ, этим и интересен. А еврейский акцент мне удался потому, что я не думал о нем: это не акцент, это способ мышления - ответ вопросом на вопрос.

Сергей Андрушко, актер:

«Мой персонаж абсолютно не является негативным, для него не были важными деньги. Он просто хочет выжить в этом безумном мире. Именно так я почувствовал Менахима, и так я его и играл. Через свою открытость, доброту он часто попадает в такие перепалки. Когда человек открыт, то ее очень трудно поразить. В сцене, где умирает Голда, Менахем от души хочет чем-то помочь и утешить, а выходят какие смешные вещи.

От спектакля идет позитив в зал, это заложено режиссером.

Вера Самчук, заслуженная артистка Украины:

«Голда - это собранный образ женщины, матери, жены. Она разноплановая, потому что это женщина, которая умеет ориентироваться по обстоятельствам, чувствовать настроение человека, положившего всю свою жизнь на служение семье и детям. Наверное, такое призвание женщины и есть. Она колоритная, она оптимистична, зажигает своей энергетикой, с мужем она и кроткая, и строгая. Она это семейный очаг поддерживала и оно ее сжег, она же могла еще жить. Тяготы, которые она имела на себе, каждый по-своему наносили удары. Наконец она радуется, потому переходит в другой мир, ведь за писанием душа бабушки переходит к внучки ».

Игорь Сачко, и. о. директора Тернопольского областного академического драматического театра:

- Несмотря споры и конфликты в театре, спектакль «Поминальная молитва» режиссером-постановщиком Олегу Мосийчук и всем актерам удалась очень хорошо. Это спектакль, где нет случайностей и мелких ролей. Наоборот, есть функциональная декорации, каждый из персонажей ярко выделен красивыми костюмами и декорациями. Премьера оправдала все ожидания зрителей и театралов.

Наталья Липинская
Фото Тараса Иванкива

онфликты в театре, спектакль «Поминальная молитва» режиссером-постановщиком Олегу Мосийчук и всем актерам удалась очень хорошо. Это спектакль, где нет случайностей и мелких ролей. Наоборот, есть функциональная декорации, каждый из персонажей ярко выделен красивыми костюмами и декорациями. Премьера оправдала все ожидания зрителей и театралов.

Наталья Липинская
Фото Тараса Иванкива

Читайте также:


Состоится Международный фестиваль украинской культуры и истории

Рада увеличила финансовую помощь при рождении ребенка

В Италии украинские задушила новорожденного младенца

На Тернопольщине состоялось вручение областных премий в области культуры по итогам 2009 года

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: