Поиск       
Советский Эксперт on-line

Наивная генийка Мария

Категория: Культура, 21.01.2009

2009 ЮНЕСКО объявила годом Марии Приймаченко. В Украине отмечать день рождения художницы стали 2008-го (потому по старому стилю он приходится на 29 декабря). А еще в июле вышел указ Президента о праздновании 100-х именин Марии Приймаченко.

Классический набор тематических мероприятий: проведение торжеств, посвященных деятельности Марии Овксентиивны, выставок; разработка вопроса о создании Музея украинского наивного искусства; издание альбома произведений художницы, которые относятся к государственной части Музейного фонда страны; создание документального фильма о Марии Приймаченко. Чеканка юбилейной монеты, выпуск в обращение почтовой марки и конверта в честь события. Также планируют назвать одну из киевских улиц именем Марии Приймаченко и соорудить памятник народной художнице. Но помогут эти меры приблизить ее творчество народу, смогут после того люди безошибочно их идентифицировать (хотя, как по мне, увидев их раз - уже невозможно спутать с чем-то другим.

Параллельно с государственными мерами галеристы и просто неравнодушные украинских думают, как дать произведениям Марии Приймаченко вторую жизнь - среди людей, «людям на радость» - такое, о котором мечтала сама художница.

Небольшие попытки якобы популяризации уже были: разрекламированная телевидением украинская дизайнер Оксана Караванская создала коллекцию, где использовала приймаченкивськи картины для сумок, одежды. Но разве дорогие дизайнерские вещи доступны для «простых смертных» украинских, привыкших наряжаться в китайско-турецкого производителя? А в то время, когда мы выбираем между значками и горшок, где бы использовались картины генийкы с полесского села, японцы уже давно иллюстрируют ними буквари и развивают украинским примитивизмом у своих детей чувства прекрасного и позитивное мировосприятие.

Рядовой украинского не знает, кто нарисовал фантазийных, ярких, причудливых зверей, птиц, когда ее имя стоит рядом с Матис, Модильяни, Ван Гогом, Пиросмани. Именно работа Марии Приймаченко красуется на обложке «Всемирной Энциклопедии наивного искусства», где она сама представлена как звезда первой величины. Эксперты же оценивают каждую из ее работ свыше 10 тыс. долларов.

А нация должна знать своих героев. И возникает вопрос: каким образом, когда большинство работ художницы находятся в частных коллекциях, а дом на Киевщине в селе Болотное, где провела гениальная художница всю свою жизнь, - в ужасном состоянии? Большего огласку, разве, приобрели скандалы похищения картин кисти автора из дома Приймаченко.

И неизвестно, будут известными и узнаваемыми работы Приймаченко после 2009 года ... Даже если будет памятник, улица, ряд выставок; даже когда отснимет документальное кино, которое, если и транслюватимуть, то исключительно в ночном телеэфире, и даже когда выйдет издание альбома произведений, которого конечно же не будет в сельских школах и во всех библиотеках, а стоить оно четырех минимальные зарплаты среднестатистического украинского.

Вот и снова гении - в тени, подполье, в андеграунде ... в далеком полесском селе, где разрисовывают печи цветной глиной ... Приймаченко и дальше будет для многих из нас просто крестьянкой в платке, которая рисует ...

А для других, тех, что «видящие», ее творчество является таинственной, эмоциональной, глубокой, по-украински родным, неповторимой и незаурядной. В ее фантазийных-козково-детских зверях, птицах, растениях, шевелятся, дышат, растут, живут на полотнах, декоративных росписях сконцентрировался дар многих поколений предков, народных мастеров, в них зашифровано послание - воспринимать жизнь как вечную сказку.

Это искусство, проросли из народного почвы. Украинский примитивизм, связанный с народным фольклором, помнит те тотемические времена, когда звери были нашими братьями, а умирая, человек отходила в мир предков-зверей. Фантазийный бестиарий Марии Овсентиивны являются объектом исследования как для философов, так и для психологов. Многие ее сюжетов награжден во сне является отголоском прошлых жизней или от необычных ассоциаций из недр подсознательного. Была привязана к своей Болотные, с тех лесов родом и ее удивительное птицы и животные. Женщина в глаза (не означает, что не в мечтах) не видела чужих земель. Зато искусствоведы видят сходства и проводят параллели с далекими древними заокеанскими культурами: зубы приймаченкивських животных похожи на те, которые на снимках посуды племени майя, статуэток и пиктографического росписи ацтеков. А ее крокодилы, обезьяны, птицы считались, между прочим, базовыми персонажами давньопанамськои культуры Кокле. Находят общности и с лентами Хичкока, где также есть очеловеченные цветы. И маловероятно, что художница видела те фильмы.

Очевидцы утверждают, что она создавала свои картины спонтанно и быстро, никогда не делала эскизов, «рисовала так, как птицы поют», приводила простым карандашом легкие контуры и разрисовывала простыми гуашь (так, как рисуют маленькие дети). Тогда, как Пикассо учился всю жизнь рисовать как ребенок, Мария Приймаченко всю жизнь владела прекрасным детским умением воспринимать жизнь как сказку. Рисовала на обычном белом ватмане кистями фабричного изготовления, использовала гуаши для сочных, плотно декоративных выразительных пятен с четким силуэтом.

Ученые, которые исследуют эстетическое воздействие произведений на ценителей Приймаченко, утверждают, что часто он зависит от неуловимых нюансов, почти не подлежат ни научному анализу, ни выражения. Цвет в композициях художницы «организует» плоскость, служит декоративным, воплощает настроение, является элементом ритма.

М. Приймаченко образно называют гуашевыми поэтессой, но она является и мастером художественного слова. Вот некоторые ее стихи-прибаутки, сопровождавших работы:

Хитрая лиса мишке говорит: «Ешь кукурузу - поправишься», а себе курочку несет и медок пьет; в ней сила.

Сорока говорит: «Чи-чи-чи! Ой где же нам спать? »-« На печи »-« Что же нам пить? »-« Водочку, ибо приехали по Дивочку.
Сокрушаются Рябушки: «А уже скоро зима, а у нас дома нет». Отозвался зайчик: «А я зимы не боюсь, в снегу спрячусь. С Новым годом, с новой весной, с новым счастьем, все люди на Земле.

Встречаются в Приймаченко и уже совсем коротенькие прибаутки: «Курипочкы пляшут и хлеб пашут», «Собачка Ада не боится гада», «Ворон две бабы имел - обоих обнимал», «Веснушки-роговичкы - веселые птичка» и т.д. «Я люблю рисовать все живое. Как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет, - признавалась художница. - Я люблю все живое, люблю рисовать цветы, разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня ... »

Остается верить, что «избушка колдуньи» (так некоторые критики образно називаують картины художницы) откроется, и люди поймут их внутренний мир - красочный, сложный и странный, где так искусно переплелись сказка и быль, свет и тень, призрачное и реальное, добро со злом. А, следовательно, откроется и глубже усвидомиться сама жизнь.

Наталья Липинская

ментом ритма.

М. Приймаченко образно называют гуашевыми поэтессой, но она является и мастером художественного слова. Вот некоторые ее стихи-прибаутки, сопровождавших работы:

Хитрая лиса мишке говорит: «Ешь кукурузу - поправишься», а себе курочку несет и медок пьет; в ней сила.

Сорока говорит: «Чи-чи-чи! Ой где же нам спать? »-« На печи »-« Что же нам пить? »-« Водочку, ибо приехали по Дивочку.
Сокрушаются Рябушки: «А уже скоро зима, а у нас дома нет». Отозвался зайчик: «А я зимы не боюсь, в снегу спрячусь. С Новым годом, с новой весной, с новым счастьем, все люди на Земле.

Встречаются в Приймаченко и уже совсем коротенькие прибаутки: «Курипочкы пляшут и хлеб пашут», «Собачка Ада не боится гада», «Ворон две бабы имел - обоих обнимал», «Веснушки-роговичкы - веселые птичка» и т.д. «Я люблю рисовать все живое. Как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет, - признавалась художница. - Я люблю все живое, люблю рисовать цветы, разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня ... »

Остается верить, что «избушка колдуньи» (так некоторые критики образно називаують картины художницы) откроется, и люди поймут их внутренний мир - красочный, сложный и странный, где так искусно переплелись сказка и быль, свет и тень, призрачное и реальное, добро со злом. А, следовательно, откроется и глубже усвидомиться сама жизнь.

Наталья Липинская

Читайте также:


В Украине зафиксировали малярией

Незрячий украинский священник отправился пешком в Иерусалим

Начался областной двухмесячник по благоустройству

ЛЖД отстраивает истерзанную наводнением инфраструктуру Буковины

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: