Поиск       
Советский Эксперт on-line

БЮДЖЕТ И ЕГО СТАТЬИ или найдем ли потеряем?

Категория: Экономика, 30.01.2007

23 января 2007 Тернопольским городским советом было принято бюджет города на 2007 год - финансовый план на следующие двенадцать месяцев. Разумеется, распределение средств на те или иные статьи основной сметы города влияют на качество нашего быта, инфраструктуры, коммуникации, а также заработную плату учителей, врачей и других работников учреждений и организаций, финансируемых из городского бюджета.
Большинство субъектов бюджетного процесса на местах, особенно это касается западных областей Украины, не могут покрыть расходную часть бюджета собственными доходами, не исключением является и наш город.

Общий объем бюджета города на 2007 год запланированы в размере 287, 2 млн.грн. (В прошлом году - 215,3 млн. грн.) В т.ч. общий фонд 261,4 млн. грн. (В 2006 - 189,8 млн. грн), специальный фонд 25,8 млн. грн. (2006 - 25,5 млн. грн), т.е. по сравнению с прошлым годом, бюджет увеличился на 33,3%.
Без учета трансфертов доходная часть составляет 177, 5 млн. грн, что на 31,6 млн. грн. (Или 18%) больше запланированного в прошлом году. Доля налоговых поступлений составляет 85%, неналоговых - 10%, остальное - доходы от продажи имущества, земли и поступления в целевые фонды города.

Необходимо задуматься, почему заложены такие малые доходы от операций с капиталом. Ведь, земельные участки в городе очень дорогие, как известно, рыночная стоимость одного участка для строительства стоит около 500 тыс. грн (об этом так много говорили во время предвыборной кампании нынешние руководители города. Получается, что в прошлом году планировали продать только 3 участка, а в настоящем - 4. То, наверное, сегодняшние создатели бюджета города повторяют ошибки предшественников. Будут снова раздавать землю общины запивдурно? Интересно только, кто именно станет собственником этих участков? Ситуация с доходами от продажи имущества еще интереснее: их запланировано почти на 1 млн.грн. меньше, чем в прошлом. Наверное городские власти считают, что недвижимость будет дешевле, потому объектов на продажу объявлено больше, чем в прошлом году.

Основной источник собственных доходов - налог с доходов физических лиц в этом году вырастет на 36% по сравнению с 2006 годом. Это обусловлено увеличением ставки налогообложения с 13% до 15%, и предусмотренным увеличением размера оплаты труда наемных работников (на текущий год установлены следующие размеры минимальной заработной платы: с 1 января 2007 - 400 гривен, с 1 июля 2007 - 420 грн. и с 1 декабря 2007 - 450 грн). Таким образом, одновременно увеличиваются расходы на оплату труда и отчисления по основным распорядителям бюджетных средств.

Важными статьями поступлений в бюджет города является также единый налог для субъектов малого предпринимательства, плата за землю, торговый патент и местные налоги и сборы. Кстати, отчетным периодом для местных налогов и сборов с 1 января 2007 установлен месяц, а невартал, как в предыдущие годы.

Как известно, бюджет делится на общий и специальный фонды, причем последний включает бюджет развития. Средства из этой части бюджета используются строго по назначению, согласно программно-целевым методом исполнения бюджета. Именно эта часть ресурсов работает на развитие города, и обеспечивает осуществление капитальных вложений, инвестирование, инновационные разработки. Анализируя цифры бюджета развития города, видим, что, несмотря на общее увеличение доходов специального фонда на 305,2 тыс. грн, сам бюджет развития уменьшился, по сравнению с прошлым годом на 1211, 5 тыс. грн. Средства, которые направят в этом году из общего фонда на бюджет развития города, тоже почти вдвое меньше, чем в прошлом году. Если в прошлом году на развитие запланировали 1,9 млн. грн, то на 2007 - только 0,9 млн. грн. Очень интересно: оказывается, чем больше зарабатываем, тем больше нужно тратить на текущие нужды. Хотя, согласно всем законам финансовой грамотности, специалисты советуют при увеличении доходов расходы оставлять на прежнем уровне, или хотя бы десятую часть заработанного откладывать на будущее.

Межбюджетные трансферты, предоставляемые из Государственного бюджета в городской бюджет в виде дотаций и субвенций, составляют 108,7 млн. грн, и распределяются следующим образом: в общий фонд - 107,6 млн. грн. и в специальный - 1,2 млн. грн. Как видим, дотации полностью направлены в общий фонд в размере 26, 6 млн. грн, что лишь на 206,5 тыс. грн. больше, чем в прошлом. Субвенция из Государственного бюджета в сумме 80,9 млн. грн .. направлена в общий фонд бюджета города, а 1,2 млн. грн. - В специальный фонд. Интересно, что в прошлом году субвенция была вдвое меньше (43 млн. грн), при этом 2,6 млн. грн. из нее направлялось в специальный фонд, т.е. на 1,4 млн. грн. больше чем в 2007 г. То есть, специальный фонд существенно не наполнили, ни собственными средствами, ни не привлекли средства из государственной казны.

По функциональной структуре расходов 34% общего фонда приходится на образование (в этом году объем расходов на образование на 18,9% больше, чем в прошлом году), 28,5% - на социальную защиту и социальное обеспечение, 19% - на здравоохранение. Этот механизм нам знакомый: увеличение номинальных доходов граждан сопровождается еще большим налоговой нагрузкой, в том числе и на фонд оплаты труда.

В составе расходов городского бюджета на реализацию местных программ в 2007 году выделили на 100 тыс. грн. меньше, чем в 2006 году, и на эту сумму сократили финансирование программы укрепления охраны общественного порядка в городе Тернополе на 2007-2008 годы «Правопорядок».

Итак, анализируя рост расходов бюджета города, на первый взгляд, можно предположить улучшения уровня жизни работников образования, культуры, социальной сфер. Но остается вопрос, в какой степени учли увеличение индекса потребительских цен (рост уровня инфляции) при разработке сметы доходов и расходов города? При росте номинальной заработной платы работающих, состоится реальное увеличение их доходов?

Эта тенденция склоняет нас к мысли, что на улучшение качества жизни земляков, при таком отношении к распределению бюджетных поступлений, нельзя ожидать, как в этом, так и в последующие годы.

PS Обещано было много, а ждать ничего.

Ольга Маланюк

в потребительских цен (рост уровня инфляции) при разработке сметы доходов и расходов города? При росте номинальной заработной платы работающих, состоится реальное увеличение их доходов?

Эта тенденция склоняет нас к мысли, что на улучшение качества жизни земляков, при таком отношении к распределению бюджетных поступлений, нельзя ожидать, как в этом, так и в последующие годы.

PS Обещано было много, а ждать ничего.

Ольга Маланюк

Читайте также:


При любых оценок войны, нельзя бросать тень на тех, кто там побывал

Председателя Тернопольского областного совета задержан в Киеве

В Украине уменьшается количество безработных

Руховцы: «Мэр преследует госслужащих»

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: