Поиск       
Советский Эксперт on-line

Инклюзивное образование приживается в обычных школах

Категория: Здоровье, 01.12.2009

Третьего декабря - Международный день инвалидов. Что мы можем сделать сообща для того, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали равными членами сообщества? Один из путей - обеспечить им доступ к полноценной и качественного образования, которая позволит им профессионально самореализоваться. Об особенностях такого образования, а именно о инклюзии как образовательную ценность и необходимость ее внедрения в Украине - интервью с исполнительным директором Всеукраинской фонда «Шаг за шагом» Юлией Найда.


- Долгое время мы ничего не слышали о инклюзивное образование. С некоторых пор о нем начали говорить очень активно. Означает ли это, что ранее проблемы, связанные с людьми, которые нуждаются в такой образования, сознательно замалчивались?

- Проблема инклюзивного образования - привлечение детей с особыми потребностями в процесс обучения в условиях общеобразовательного учебного заведения в нашем обществе существовала всегда. Но особенно четко она обозначилась в конце 90-х годов. Этого времени многие дети с особыми потребностями пришли учиться в общеобразовательные школы. Этому способствовали как экономические факторы, так и опыт зарубежных стран, привнесенный к нам. И оказалось, что наши обычные школу и детские сады не готовы обеспечить им надлежащее обучение и сопровождение.

Учителя общеобразовательных учебных заведений просто не знали, что им делать с такими детьми, как их учить. Часто они и сейчас не знают этого. Но тогда этот вопрос стоял особенно остро. Ведь какой была наша общественная мысль - все, кто попадает в категорию детей с особыми потребностями должны учиться в специальных школах, а все остальные - в обычных.

Надо отдать должное родителям детей с особыми потребностями. Они начали движение за доступность обычных школ и детских садов для своих детей. Объединяясь в общественные организации или просто родительские группы, они шаг за шагом продвигали инклюзии как систему обучения. Постепенно накапливался опыт, который со временем пригодился всем, кто имеет отношение к инклюзивному образованию.

2000 Всеукраинский фонд «Шаг за шагом» инициировал совместно с Министерством образования и науки Украины возможность пропилотуваты в экспериментальном режиме инклюзивное образование как систему обучения и предоставления специальных услуг детям с особыми потребностями по месту их проживания. Ушел целый год на подготовку экспериментальной программы, привлечение заинтересованных школ и детских садов. 2001 экспериментальная программа была развернута в 27 учебных заведениях в восьми регионах Украины. И тогда же впервые в нашей речи вошла «инклюзивное» образование.

- В последнее время в нашей жизни появляется много новых слов. Мы их активно используем, хотя и не всегда понимаем, что именно они означают. Превышаюосведомленными с теми проблемами, с которыми сталкиваются дети с инвалидностью, дети с особыми образовательными потребностями и благодаря этому мы лучше понимаем окружающий мир, тех, кто, по нашему мнению, отличается от нас, лучше понимаем себя. И когда появляется необходимость сделать изменения, оказать помощь, мы делаем это без каких колебаний.

Так должно быть. И мы всем обществом должны к этому стремиться.

- Повседневная общения со своими сверстниками в общеобразовательной школе не дает возможности ребенку с особыми потребностями зациклиться на своих проблемах. Это безусловный плюс. И как на инклюзии реагируют другие дети, их родители?

- Почти одиннадцать лет мы работаем с конкретными детьми и их родителями, конкретными школами и педагогами. И пришли к пониманию - если правильно выстраивать отношения в коллективе, то можно минимизировать существующие проблемы.

Я не буду говорить о том, что наше общество уже готово к полному пониманию необходимости внедрения инклюзии. Задумайтесь о том, как мы реагируем на человека, который внешне отличается от нас. Улыбаемся ей? Принимаем такой, какая она есть? Но если реализовать отдельные методики, если готовить родителей здоровых детей к тому, что их сыновья и дочки учиться рядом с теми, кто требует каких изменений для обучения и развития, то сама атмосфера в школе станет безбарьерной во всех отношениях.

Очень важный момент - подготовка самих педагогов. Мы должны помочь им преодолеть искусственно созданные стереотипы. А еще понять, что такое толерантность, понимание и принятие. И что этого в них - более чем достаточно.

- Кто активнее продвигает идею инклюзивного образования - государственные учреждения, в том числе, и те, кто работает в системе Министерства образования и науки, или общественные организации?

- Это очень хороший вопрос. Потому что здесь сложилась довольно интересная ситуация. В начале пути инициатива принадлежала родителям и общественным организациям. Было много доноров, на деньги которых и пандусы строились, и многое делалось в школах, для школ и, конечно, для детей и их семей.

В 2004-2005 годах большинство средств, которые вкладывались в учебные заведения для того, чтобы инклюзия реализовалась, ушли из местных бюджетов. Пошли через управления образования, через городские и областные советы народных депутатов.

Сейчас крупные изменения происходят на общегосударственном уровне. Министерство образования и науки Украины всячески поддерживает инклюзии. В этот процесс также включились Министерство труда и социальной политики Украины, Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта, Министерство здравоохранения Украины и многие другие, которые занимаются вопросами, связанными с детьми.

Что очень важно - сегодня и государство, и общественные организации инициируют подготовку базовой Концепции инклюзивного образования. Концепции, которая позволит всем нам закрепить понятие инклюзии, инклюзивного образования, инклюзивного школы и шагов, которые нужно сделать для того, чтобы она реализовалась.

Разработка этого документа - прекрасный пример сотрудничества различных организаций, объединенных одной целью - необходимостью развития инклюзивного общества, принимает и ценит каждого человека таким, каков он есть, уважая его таланты и отличия, создавая условия для развития. Объединились такие разные организации , как Институт специальной педагогики Академии педагогических наук, Национальная Ассамблея инвалидов Украины, общественные организации, входящие в Коалицию защиты прав людей с интеллектуальной недостаточностью, просто педагоги и родители детей с особыми потребностями.

- Что конкретно в сфере инклюзии делает ваша организация?

- Вместе с Министерством образования и науки Украины мы реализуем экспериментальную программу «Социальная адаптация, интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательную школу. Кроме того, мы реализовали ряд проектов при поддержке различных международных доноров. Сейчас инклюзивное образование поддерживают Международный фонд «Возрождение» и Канадским агентством международного развития (CIDA). В рамках проектов, финансируемых этими донорами, разрабатывается базовая Концепция инклюзивного образования, осуществляется анализ законодательных документов для дальнейшего их изменения в направлении инклюзии, разрабатываются комплексные программы реализации инклюзивного образования в разных регионах нашей страны, оказывается помощь конкретным школам, реализуются учебные программы для педагогов, родителей , членов местных сообществ.

Наш Фонд не работает самостоятельно, он привлекал, привлекает и будет привлекать к этой работе различные государственные и негосударственные учреждения, организации. Совместно мы сможем влиять на системные изменения, способствовать тому, что со временем инклюзия станет для Украины обычным явлением.

Степан ГОНЧАРЕНКО



инициируют подготовку базовой Концепции инклюзивного образования. Концепции, которая позволит всем нам закрепить понятие инклюзии, инклюзивного образования, инклюзивного школы и шагов, которые нужно сделать для того, чтобы она реализовалась.

Разработка этого документа - прекрасный пример сотрудничества различных организаций, объединенных одной целью - необходимостью развития инклюзивного общества, принимает и ценит каждого человека таким, каков он есть, уважая его таланты и отличия, создавая условия для развития. Объединились такие разные организации , как Институт специальной педагогики Академии педагогических наук, Национальная Ассамблея инвалидов Украины, общественные организации, входящие в Коалицию защиты прав людей с интеллектуальной недостаточностью, просто педагоги и родители детей с особыми потребностями.

- Что конкретно в сфере инклюзии делает ваша организация?

- Вместе с Министерством образования и науки Украины мы реализуем экспериментальную программу «Социальная адаптация, интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательную школу. Кроме того, мы реализовали ряд проектов при поддержке различных международных доноров. Сейчас инклюзивное образование поддерживают Международный фонд «Возрождение» и Канадским агентством международного развития (CIDA). В рамках проектов, финансируемых этими донорами, разрабатывается базовая Концепция инклюзивного образования, осуществляется анализ законодательных документов для дальнейшего их изменения в направлении инклюзии, разрабатываются комплексные программы реализации инклюзивного образования в разных регионах нашей страны, оказывается помощь конкретным школам, реализуются учебные программы для педагогов, родителей , членов местных сообществ.

Наш Фонд не работает самостоятельно, он привлекал, привлекает и будет привлекать к этой работе различные государственные и негосударственные учреждения, организации. Совместно мы сможем влиять на системные изменения, способствовать тому, что со временем инклюзия станет для Украины обычным явлением.

Степан ГОНЧАРЕНКО



Читайте также:


Тернопольщины чтит годовщину Чорновила

График мероприятий на ближайшие выходные в Зарванице

Продажа Одесского припортового Семенюк связывает с выборами

Три пожара за двое суток

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: