Поиск       
Советский Эксперт on-line

Бюджет-2010: забота о селах или кормушка для Тимошенко

Категория: Экономика, 02.12.2009

Правительственный проект государственного бюджета на 2010 год является незаконным и таит в себе много угроз для экономики и социальной сферы страны. Фактически, это смета, которым Кабинет министров планирует распоряжаться в ручном режиме. Таким образом, Юлия Тимошенко будет иметь возможность влиять на сельские и городские советы, чтобы побудить их дать нужный результат на президентских выборах. К такому выводу пришли специалисты бюджетной сферы Тернопольщины и представители политикума на пресс-конференции 26 ноября.

Как пояснил руководитель отдела социально-экономического развития и бюджетного планирования исполнительного аппарата областного совета Владимир Чубатый, предложенный проект государственного бюджета не может быть одобрен Верховной Радой, потому что он составлен на несуществующей законодательной базе, ведь в Украине нет действующего бюджетного кодекса.

- Бюджетный кодекс - это такой документ, который позволяет перевести бюджетный процесс с ручного управления на научные основы, - рассказал Владимир Чубатый. - Однако, в последние годы министерская бюрократия вместе с народными депутатами находила различные лазейки для того, чтобы этот процесс нивелировать. Вводились субвенции, различные дотации, и где набрали больше голосов - а в основном это восточные области Украины, - там и оказывалась значительная часть бюджета. Сегодня премьер-министр предлагает изменения в бюджетный кодекс, предусматривающие прямое дотирование из государственного бюджета всех бюджетов местного уровня, а это - более 12 тысяч бюджетов. Более того, Кабинет министров издал постановление, которое предусматривает финансирование в ручном режиме всех бюджетов с 1 января 2010, если не будет утвержден предложенного правительством проекта госбюджета.

Одна из самых больших опасностей такой политики заключается в том, что в областных и районных бюджетах не будет средств, чтобы профинансировать значительную часть учреждений образования, здравоохранения и т.п.

- Например, наш областной бюджет финансирует 26 учреждений образования, в том числе интернаты, два училища культуры, Кременецкий гуманитарно-педагогический институт, Чертковское педучилище, два медицинских колледжа, 34 учреждения здравоохранения, 23 учреждения культуры (библиотеки, два академических театрах, филармонию, 8 областных музеев), 7 учреждений социальной защиты, 10 учреждений физической культуры и работы с молодежью, - детализирует Владимир Чубатый. Собственная доходная база областного бюджета состоит в основном из платы за землю и налога с доходов физических лиц. Остальные средства предоставляют как дотацию из госбюджета. Со следующего года, если большую часть доходов передадут в бюджеты территориальных общин, областной бюджет не будет средств для того, чтобы профинансировать эти учреждения, а также 28 областных целевых программ. Такая же ситуация угрожает районным бюджетам.

Специалисты отмечают, что такой распрл бюджетных средств является крайне неэффективным и нерациональным, хотя правительство подает нововведения как заботу о селах и территориальные общины. Дело в том, что сейчас, когда средства аккумулируются в областном и районных бюджетах, их можно использовать на ремонт дорог, строительство или обустройство детских садов, установка современного отопления в школах. Если же правительство реализует свой замысел, эти ресурсы рассеются между сельскими советами. Соответственно, не будет возможности выполнить никаких существенных работ. Более того, возникнет ситуация, когда большинство местных бюджетов будет недофинансовуватися, а остальные будут иметь избыточные средства, которых не смогут использовать.

- В этом году областной совет имела возможность использовать примерно 14,5 млн. грн на ремонт и реконструкцию коммунальных дорог, - объясняет Владимир Чубатый. - Эти средства складывались из доходов, которые собираются в каждом сельском совете. Область могла их централизовать и сделать что-то полезное, существенное. Со следующего года они будут рассеяны и в областном бюджете таких возможностей не будет. Говорится, что город Тернополь или отдельные сельские советы, на территории которых расположены крупные предприятия, осуществляющие отчисления, будут иметь средства на ремонт дорог, а большинство сел или райцентров - нет.
Руководитель областного избирательного штаба Виктора Ющенко, председатель Тернопольской областной организации партии «Наша Украина» Петр Мандзий предложенный правительством Тимошенко бюджет 2010 называет предвыборным ходом.

- Государственный бюджет должен руководствоваться только бюджетным кодексом, а ныне он руководствуется в ручном режиме, - отметил он. - Такого явления, как распределение бюджета отдельными распоряжениями правительства, не было даже при Кучме - даже тогда придерживались буквы закона. Сейчас же бюджет становится кормушкой, с которой финансироваться избирательная кампания Тимошенко.

По словам Петра Мандзия, стремясь управлять бюджетом в ручном режиме, премьер-министр пытается получить рычаги влияния на регионы, чтобы заставить их дать необходимый результат на выборах президента, а также иметь возможность направлять бюджетные средства в отрасли экономики, подконтрольные представителям БЮТ.

Выход из этой ситуации, по мнению участников пресс-конференции, один - необходимо принять новый бюджетный кодекс, и только после этого формировать смету страны на следующий год. В этом плане специалисты бюджетной сферы Тернопольской области поддерживают Президента Украины Виктора Ющенко, который внес соответствующие предложения в бюджетный кодекс. Ими предусмотрено создание механизма, который бы позволял без убытков и рисков для экономики обеспечить сбалансированную бюджетную политику.

Анна АТАМАНЧУК


Читайте также:


Астрологiчний прогноз на 2 - 8 апреля 2007

В Черткове результате падения с балкона погиб годовалый малыш

Власть игнорирует праздник гимназии

Одностороннее движение на улицах Тернополя

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: