Поиск       
Советский Эксперт on-line

Ярослав Лемешка: «Межкультурные недоразумения и неудачи не касаются песни»

Категория: Культура, 03.02.2010

Доказано, что кроме своих универсальных качеств, музыкальное искусство имеет специфические уникальные возможности целенаправленного влияния в желаемом направлении. Так какой именно направление является желаемый в деятельности заслуженного артиста Украины, директора Тернопольского областного филармонии Ярослава Лемешки.

Но, пожалуй, часть этого направления открыта году литературно-художественной премии братьев Лепких, которую получил Ярослав Петрович, за пропаганду украинской песни за пределами Украины и концертную деятельность последних лет.

- Так такое направление Вашего влияния?

- Я иду к людям с родным украинской песней. Материнской песней, которую постоянно пою, которую петь легче, которую пел и слышал с детства.

Относительно премии братьев Лепких, которую я получил 22 января, то она для меня - чрезвычайно дорога. Общественные организации, союзы, которыми премия организована, признали мою скромную работу, которую я делал, делаю и, надеюсь, буду продолжать делать и дальше. Популяризировал украинскую песню за пределами Украины в Европе, Америке и Канаде, Испании. Конечно, когда был в Испании, пел испанском, итальянском, но в репертуаре всегда и везде преобладали произведения на родном украинском языке. И при том, что люди, не зная языка, зачаровувалися ее красотой. Песня имеет огромную силу. Может причина магнетизма песни в мелодии? Это продолжает оставаться для меня тайной. Но со слушателями разной национальности мы общались не словами, мы контактировали через украинскую песню американцы, испанцы, немцы узнавали об Украине, вслушиваясь в мелодику украинских песен. Языком песни производилась наш разговор. Удивительно, как музыка, песня передает такие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами в разговоре.

- Какой же песней говорили Вы к слушателям?

- «Ой ты девушка из ореха зернышко», «черные брови, карие очи», «Дивлюсь я на небо» - вся украинская классика. Я ужасно влюблен в голос Бориса Соловьяненко, я брал с его репертуара Все вещи. Он проехал с теми песнями весь мир.

- А на каком языке легче поется, кроме родного, конечно?

- Это, конечно, итальянский. Мне почему-то легко ней петь. Французская хорошо звучит; не пел, правда, немецком, говорят, что это достаточно тяжело. Но в моем исполнении преобладают вещи именно украинским и итальянским. Неаполитанские песни очень любят во всем мире.

- Ярослав Петрович, что больше всего поражает во время выступлений в других странах, как артиста?

- Лично меня всегда поражает прием в какой стране. Он всегда столь теплый - от этого приятно. Впечатляют и вдохновляют глаза людей, которые словно «съедают». Тогда хочешь петь и петь на удивление легко. Иногда сначала, был страх неприятия тебя спесней, с которой выходишь к людям. Но, выйдя на сцену, понимаешь: межкультурные недоразумения и неудачи не касаются песни. Всегда воспринимают тепло, а если в репертуаре еще имеешь то из их, то вообще становишься родным.

- А какая политика Вашего репертуара?

- Выполняю украинские лирические песни, патриотические песни, есть песни религиозной тематики.

Мне, как артисту, так радостно, что есть возможность выбирать. Ранее знаете как было? Действовали специальные комиссии, основной деятельностью которых и было отслеживания репертуара, его идеологической правильности, навязывание того, что нужно. Сейчас с тем - свобода, которая так нужна для художника и каждого творческого человека.

Когда я пришел в 1992 году в филармонию, то уже сам имел свободный выбор своего репертуара. Будучи солистом, были конечно пожелания художественного руководителя в подготовке тематических вечеров, а материал избирался милый сердцу.

- Над каким материалом работаете сейчас?

- Занимая должность директора филармонии, у меня материала очень много (смеется, - авт.) Понятно, что больше это касается хозяйственной, организационной части. Ремонты, которые уже сделали и которые продолжаются, но для себя, для души, я должен петь и пою. Однако приходится решать больше хозяйственных дел. Но я всегда настраиваю своих заместителей на то, что хозяйка хозяйкой, а наше призвание - созидать, делать людям праздник.

- Чего ближайшее время тернопольчанам ждать от областной филармонии?

- 10 февраля к нам приезжает ансамбль народной музыки из Ужгорода «Венгерские мелодии». Народная артистка Этель Чуприк, пианистка, с симфоническим оркестром в ближайшем времени удивит слушателя. Также на очереди приезд симфонического оркестра из Ивано-Франковска. Готовится тематический вечер к 100-летию со дня рождения Богдана-Игоря Антонича. Работаем Много концертов имеем для школьников - т.н. «Школьный абонемент. Это очень важная работа, ведь воспитывать хороший вкус надо с детства. Но в результате нашей работы, нам приятно, что симфоническую музыку любят и ходят слушать. Стараемся как можно больше отдать - такой принцип работы каждого артиста.

- В чем секрет успеха классического артиста?

- Очень обидно, что академический вокал сегодня где-то на втором плане. Его опережает этот вездесущий шоу-бизнес. Извините все, кого обижу, но и голосами они не так уж и удались. Народные артисты тянут того колесницу, а концертов просто не увидишь по телевизору. Конечно, многое зависит от того, как певцов подадут. А это зависит от того, кто вкладывает деньги. Посмотрите на Михаила Дидыка, успешно гастролирует по миру. Мы никогда не поем под фонограмму. Представьте, как бы это выглядело неестественно и смешно. Академический певец вышел на сцену и под фонограмму открыл рот. Такое не практикует никто. Пение - это великая физический труд, человек обладает древнейшим музыкальным инструментом - голосом.

- Конечно, многое зависит и от потребителя-слушателя ...

- Да, есть люди, нуждающиеся качественной музыки. Но обидно наблюдать, как все переводится. Жаль, что на свадьбах никто не открывает рта. Когда пели так, что все село слышало. Может не такое воспитание? Мне импонирует то, что в Японии выпускник школы должен знать 6000 песен. И я убеждаю, что слушателя нужно воспитывать. Детства, со школы, воспитывать вечным и родным. Песней. Поэтому люди и нуждаются чего доброго и натурального Для понимания и сближения с высоким нужно купить билет в оперу или в филармонию и просто слушать.

- А что Вы слушаете?

- Имею возможность слушать музыку в автомобиле. Это записи мировых светил - Паваротти, Доминго, Каррерас. Преобладает классика, конечно. Обожаю Соловьяненко, у него много концертов с капеллой бандуристов - это одно из моих любимых. Анатолия Кочергу, который сейчас работает в Австрии, Владимира Атлантова, Дмитрия Хворостовского часто слушаю. А еще и инструментальная музыка. Классика - то, что меня успокаивает и придает воодушевления. Люблю и эстраду. Прежде всего и больше всего Василия Зинкевича. Считаю, что это эталон украинской эстрады. Несмотря на то что эстрада является развлекательной музыкой. А музыка должна быть поучительной и воспитательной.

Ведь эмоциональные переживания - это как раз источник духовного мира личности. Поскольку человек - эмоциональная, то эмоциональные переживания неотделимы от духовного мира личности. И как раз произведения искусства формируют нашу эмоциональную культуру, культуру эстетических чувств и вкусов, духовную культуру нашей жизни.

Музыка является эдаким своеобразным эмоциональным камертоном, она помогает людям в различных жизненных ситуациях.

Общалась

Наталья Липинская



на сцену и под фонограмму открыл рот. Такое не практикует никто. Пение - это великая физический труд, человек обладает древнейшим музыкальным инструментом - голосом.

- Конечно, многое зависит и от потребителя-слушателя ...

- Да, есть люди, нуждающиеся качественной музыки. Но обидно наблюдать, как все переводится. Жаль, что на свадьбах никто не открывает рта. Когда пели так, что все село слышало. Может не такое воспитание? Мне импонирует то, что в Японии выпускник школы должен знать 6000 песен. И я убеждаю, что слушателя нужно воспитывать. Детства, со школы, воспитывать вечным и родным. Песней. Поэтому люди и нуждаются чего доброго и натурального Для понимания и сближения с высоким нужно купить билет в оперу или в филармонию и просто слушать.

- А что Вы слушаете?

- Имею возможность слушать музыку в автомобиле. Это записи мировых светил - Паваротти, Доминго, Каррерас. Преобладает классика, конечно. Обожаю Соловьяненко, у него много концертов с капеллой бандуристов - это одно из моих любимых. Анатолия Кочергу, который сейчас работает в Австрии, Владимира Атлантова, Дмитрия Хворостовского часто слушаю. А еще и инструментальная музыка. Классика - то, что меня успокаивает и придает воодушевления. Люблю и эстраду. Прежде всего и больше всего Василия Зинкевича. Считаю, что это эталон украинской эстрады. Несмотря на то что эстрада является развлекательной музыкой. А музыка должна быть поучительной и воспитательной.

Ведь эмоциональные переживания - это как раз источник духовного мира личности. Поскольку человек - эмоциональная, то эмоциональные переживания неотделимы от духовного мира личности. И как раз произведения искусства формируют нашу эмоциональную культуру, культуру эстетических чувств и вкусов, духовную культуру нашей жизни.

Музыка является эдаким своеобразным эмоциональным камертоном, она помогает людям в различных жизненных ситуациях.

Общалась

Наталья Липинская



Читайте также:


В руховцев украли флаг

Или вредные базовые станции сотовой связи?

Балогу сменили на Ульянченко

Третья городская больница обновляется

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: