Поиск       
Советский Эксперт on-line

На Масленицу девушки сватаются к ребятам

Категория: Культура, 02.03.2008

Каждый год в конце зимы приходит в наши дома древний украинский праздник Колодия, или, как еще его называют в народе, Масляная или сыропустную неделю. Истоки этого празднования достигают доисторических времен, когда на наших землях появилась первая в мире крестьянская цивилизация Аратта.

Наши предки, создав календарь, в его основу заложили глубинные знания и вековые наблюдения за движением небесных светил. Вполне понятно, что определяющим светилом стало само Солнце. Ведь оно было источником жизни как для растительного и животного мира, так и для человека. Календарными константами стали летнее (22 июня) и зимнее (21 декабря) Солнцестояние, вокруг которых начали формироваться все другие праздники. Недаром наши предки называли себя Детьми Солнца, постоянно обожая это светило.

Праздник Колодия тоже напрямую связано с чествованием прибывающих солнечной энергии. Еще много тысяч лет назад волхвы заметили, что именно в конце зимы из-за нехватки солнечной энергии и витаминов (ведь земля еще покрыта снегом, ничего не растет) человеческий организм наиболее уязвим к различным заболеваниям и депрессий. Именно для укрепления сил организма, подготовке его к Пасхальному посту было организованное этот праздник призыва весны и прославления Солнца, которое победной поступью приближает благодатное лето. Вот что рассказывает древняя легенда об истоках этого праздника.

«Произошла голодная весна в родах наших и изрекла Волхвы-Рахман, что нужна свободная самопожертвование во имя рода. И стал мощный человек, и отдал людям все свое имущество и доходы. Отмечая подвиг Великана Духа, весь род принес все лучшее, что было в вогнищан и устроили огромную святой братчине. И была она богата жиром и маслом. Как стало поздно, сошел муж на гору и вставил в землю копье с колесом на вершине. Колодий сам поднял факела себе в ноги. Колесо было знаком того, что он сдвигает годовое круг и ускоряет приход тепла. Видя такую великую жертву во имя своего рода, Боги сотворили очень быструю весну по всей Славьянщини. И стал за то Колодий Спасом, и нарекли его в роде Колодием-Масленицей ».

С тех пор у нашего народа започаткувалася традиция - ежегодно отмечать это знаменательное событие. Празднование длились целую неделю, сопровождались веселыми песнями, играми, выпечкой круглых блинов, которые символизировали нарастающую солнечную мощь. Все дружно ели сырные вареники, масло, сметану, и обязательно запивали все это ритуальными «солнечными» напитками. С высоты сегодняшнего мы бы обозвали их витаминными имунностимуляторамы. Основу этих целебных напитков составляли мед, отвары и настойки разнообразных трав, которые укрепляли не только изможденное зимой тело, но и улучшали общее настроение, добавляли душевных сил.

В течение этой недели не разрешалось занимаетсяся тяжелым трудом, обязательно нужно было очиститься и духовно, и телесно, наверное именно потому, практиковалось у наших предков совместное угощение «солнечными Колодиевимы» напитками. Во время такого угощения все рода по кругу причащались из одной чаши. После этого люди извинялись друг друга, примирялись. Считалось, что если не освободить душу от ростков черных мыслей, образ и зла, то за год они с середины уничтожат человеческую душу, обрекая ее на гибель. Недаром наши прародители прославляли Колодия он еще Бог бодрого духа, согласия, крепкого здоровья.

Вообще, Колодия-Масленица очень многогранное праздник как по своей традиционно-обрядовой сути, так и по мощным воспитательным импульсом. Воспитательное значение этого праздника особенно сильно прослеживается в украинских обычаях. Без преувеличения можно сказать, что этот праздник имеет четко выраженные матриархальные особенности и тесно связано с продолжением рода. Происходящее в течение недельного празднования несмотря на свое веселое, несколько сатирически окраску, четко фиксирует основные семейные ценности украинского народа. Так, в понедельник в одной из хат собирались исключительно женщины, одна из них незаметно клала на стол поленце, символизирующий собой Дерево Жизни - «колоду». Другие женщины вповивалы «колодку» в пеленки, взятые в трех женщин, недавно родивших ребенка, и перевязывали сповивачем. Тогда все вместе вскрикивали: «Родился! Колодий родился ». Затем брались за руки и водили вокруг стола хороводы, весело крича и распевая тех песен, песенной при рождении ребенка. Вокруг «рожденного» клали принесенные гостинцы: вареники, яйца, масло, блины, колодиевий напиток, и призвали Бога к себе в гости.

Идем, Колодия,
По нашему затею.
Станем есть, будем пить,
Мир Божий хвалить.

На следующий день праздник «выходило в массы». Женщины с одета «колодкой» посещали семьи неженатых парней и неженатых мужчин, не женившиеся брачного сезона протяжении последних мясоеда. В качестве наказания, привязывали им к ноге маленькую колодку за то, что они злословят супружеской жизнью. Таким Колодий напоминает: «Не женился еси, то колодку носы». Аналогичная кара ожидала и девушек, перебирали женихами и не успели создать семью и родить детей. Правда, девичьи «колодки», в отличие от мужских, были украшены разнообразными лентами и бумажными цветами. И крепились они к левой руке, а не к левой ноги, как у парней. Неженатые мужчины до Колодия готовились заранее, ведь от него можно было откупиться душистым питьем, бусами, красочными лентами или платком.

Итак, Колодий одновременно выступает и брачным божеством, и является украинским аналогом Гиминея. В патриархальном мире именно человеку принадлежит окончательное право выбора невесты, эти правила игры сохраняются круглый год, кроме недельного празднования Масленицы. В течение этой недели девушка перебирала на себя парней инициативу в сватанье. Она могла первой посвататься к понравившегося парня, более того, из нее не только не смеялась община, а всячески поддерживала в святом стремлении создать семью. «Засватанный в этот период парень не имел права отказать смелой девушке.

Не в силах превозмочь исконные народные обычаи и обряды, связанные с праздником Колодия, христианская церковь вынуждена была перекроить под себя древнее «языческий» праздник и включить в свой церковного календаря. Несмотря все попытки церкви, «модернизированное» праздник не наполнилось христианским религиозным содержанием, но потерял свою древнюю величество и обрядность.

Наталья Божедара

Равиль игры сохраняются круглый год, кроме недельного празднования Масленицы. В течение этой недели девушка перебирала на себя парней инициативу в сватанье. Она могла первой посвататься к понравившегося парня, более того, из нее не только не смеялась община, а всячески поддерживала в святом стремлении создать семью. «Засватанный в этот период парень не имел права отказать смелой девушке.

Не в силах превозмочь исконные народные обычаи и обряды, связанные с праздником Колодия, христианская церковь вынуждена была перекроить под себя древнее «языческий» праздник и включить в свой церковного календаря. Несмотря все попытки церкви, «модернизированное» праздник не наполнилось христианским религиозным содержанием, но потерял свою древнюю величество и обрядность.

Наталья Божедара

Читайте также:


Корпорация «Укрстройинвест» получила международное признание

Мэр Ужгорода обозвал Яценюка «обнаглевшим еврейчиком», который «за криминальные средства прется в президенты»

Женщина завладела наследием клиента

«Олимп данс - 2007» в Тернополе

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: