Поиск       
Советский Эксперт on-line

О чем рассказал архив УПА, найденный в Озерной

Категория: Культура, 09.01.2007

В Канаде вышел новый том «Летописи УПА». Документы этой книги происходят из архива УПА, более 50 лет пролежал закопанным в земле во дворе старика Кутно, жителя села Озерная Зборовского района Тернопольской области. Сам он дожил до обнародования архив, но вскоре после этого умер.

Бидон с документами был выкопан из земли 11 мая 2004 и в сентябре этого же года эти материалы были переданы в Государственный архив Тернопольской области. Копии же Николай Кутный передал на хранение и в архив «Летописи УПА» при Университете Торонто в Канаде, где они и были изданы двумя толстенным томами.

В первом томе напечатаны материалы, относящиеся к деятельности Службы Безопасности ОУН Тернопольской области. Это протоколы признаний, допросов лиц из среды гражданского населения и подполья, подозреваемых в сотрудничестве с советскими спецслужбами (органами милиции, государственной безопасности и т.п.), выявленных агентов, секретных доносчиков и протоколы заседаний тереновой Организационного Суда ОУН и протоколы смерти членов подполья.

Именно в нашей области впервые удалось найти такой большой пласт материалов, касающихся борьбы подполья с советской агентурой в одной из областей Западной Украины. Из других территорий подобные материалы не превышают одного-двух документов.
Эта часть архива имеет более 1300 машинописных страниц.

Как видно из текстов, советские спецслужбы имели достаточно детально разработанную схему борьбы с подпольем, включительно до фальшивых боивок ВБ и переносных хранилищ.

Поразительно, что несмотря на это подпольная разведка и контрразведка работала и в дальнейшем достаточно исправно и, можно сказать, даже профессионально. Это доказывает, что ВБ на Тернопольщине имела определенную инфраструктуру (тайники, оборудование и помещения для ведомые своей работы) и соответствующими кадрами разведчиков и следователей. Допросы и переслухання были не только запротоколовани, но и записанные на пишущей машинке минимум в двух копиях.

Наибольшее число дел ВБ, почти одна четверть, происходит из Бережанщини. Именно здесь содержались организационные структуры подполья: Краевой Провод, Главный Штаб УПА и референтуры СБ и пропаганды. Здесь также, вплоть до его смерти за измены в январе 1947 г., действовал Референт СБ Провода ОУН Николай Арсенич.

Методы допросов были разными, но очень часто, как это ясно видно из протоколов, принимались физические средства для добычи информаций. Возможно, не у всех, но надо догадываться, в большинстве случаев, раскрыты и наиболее вредные агенты советских служб были уничтожены. Некоторые протоколы об этом очень выразительно говорят, но большинство об этих делах молчат. Очень возможно, что некоторые агенты, звербовани советской безопасностью среди сельского населения, были очень низкого уровня и эффективности, поэтому после допросов сидповиднимы угрозами отпущены. Однако, об этом также нехватка достоверной информации. Не подается также информация о перевербовку подпольной разведкой раскрытых советских агентов. Такие попытки, наверное, тоже были, как это ясно видно из признаний Петра А. сильного.

Материалы, собранные в этом томе, дают чрезвычайно интересную информацию о протипидпильни мероприятиях, осуществленных советскими органами внутренних дел и государственной безопасности. Переслухання подозреваемых следователями СБУ наглядно показывают различные средства вербовки, контроля и оперативного применения агентов в борьбе с подпольем.

Советская власть после возвращения в Украину чувствовала недостаток подробной информации относительно силы, структуры и организации украинского освободительного движения. Военная разведка, которая велась в борьбе с УПА или вооруженным подполья ОУН, была явно недостаточной. Поэтому во всех инструкциях по центру, как и в личных выступлениях советских руководителей, например Н. Хрущева, отмечались приоритеты развития агентуры с целью пенетрации освободительного движения. Ответственными за эту работу было сделано областных и районных руководителей НКВД / МВД-НКГБ / МГБ и оперативников ОББ. Спецгруппами преимущественно командовали 3 человека, состоявшие из оперативников НКВД и СМЕРШ в ранге не менее младший лейтенант. Имена оперативников ОББ также появляются в различных отчетах, находятся в Архиве Внутренних Войск Украинской округа. Главной задачей агентов ГУББ были инфильтрация, саботаж, и ликвидация антисоветской оппозиции. Надо сказать, что в этих мероприятиях советские спецслужбы имели значительные успехи. Это видно тоже из материалов книги. В своей работе сотрудники «органов» применяли все известные им приемы в вербовке лиц: заведения знакомств, контактов с одиночными подпольщиками часто в характере эмиссаров, интенсивные действия такие как: шантаж, подкуп, убеждения, афиширования измены, создание или использование проблем на рабочем месте, сплетни т.д. В большинстве случаев первоначальный контакт с людьми осуществляли путем предварительного ареста и преимущественно довольно скорого освобождения с подписанием заявления сотрудничества или и без нее. Очень часто краткосрочные аресты или т.н. вызовы на «собеседования» членов семей подпольщиков делались чтобы бросить на них тень. Это, в свою очередь, создавало серьезные трудности в работе контрразведывательных структур подполья. Непродуманные или невзвешенные акции против подозреваемых в сотрудничестве людей могли иметь и часто имели очень негативные последствия для освободительного движения.

Читайте также:


Лучшее - детям!

Вокруг Тернопольщины за 6 дней

В Черновцах - необычная пневмония

Жилье в Тернополе может быть дешевле

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: