Поиск       
Советский Эксперт on-line

Культура

Категория: Культура, 15.08.2007

14 августа 988 года великий князь Владимир освятил в христианскую веру Русь-Украину. Международная общественная организация "День крещения Руси" инициирует отмечании этого праздника ежегодно. Также проходит 1020 со времени похода Владимира на Корсунь, когда киевский князь разбил греков и как военную добычу потребовал руки сестры византийского императора Анны. Император в свою очередь поставил условие: Анна выйдет замуж только за христианина, на что Владимир дал согласие и император прислал епископа Анастаса, который окрестил великого князя (и получил имя Василия, в честь крестного отца - византийского императора Василия II.

После крещения Владимир женился на Анне, а Корсунь (Херсонес) вернул грекам. Вернувшись в Киев, Владимир начал крещение Руси-Украины. Но принятие христианства было не актом и имело свою переисторию.

Вера христова в Украине начала шириться уже от самих апостольских времен. Когда апостолам бросали жребий, куда каждый из них должен был идти учить народы об Иисусе Христе, то земли над Черным морем, то есть восточное и северное его побережье, выпали апостолу Андрею, брату верховного апостола Петра. Как известно из истории Причерноморья сколонизуваты греки, основав здесь многочисленные города. До тех греческих колонистов, а через них к праславян пошел проповедовать апостол Андрей, который Днепром добрался, до мест, где позднее возник Киев. Начиная с середины IX в. влияние христианства неуклонно приближался к границам Киевского государства.

Заметный след в христианизации Украины сыграл просветитель, святой Кирилл. Во время дипломатической миссии от византийского императора в Хазарию (ок. 860 года) Кирилл открыл в херсонесский заливе мощи св. Клементия - четвертого по счету Папы Римского, который был казнен в 101 году.

Как писал болгарский писатель конца X начала XI Черноризец храбрый в "Сказании о письменах", в Херсонесе Кирилл нашел "Евангелие" и "Псалтырь" "русскими писателями написанными" Следовательно, христианские общины уже были до официального крещения в 988 году.

Задолго до князя Владимира, христианскую веру принял князь Аскольд, который вместе с братом Диром правил в Киеве в 60-80 годах IX века. Насколько ему удалось вернуть к новой вере Русь, известно мало. Летописи сообщают только то, что он за городскими стенами, где знаменитая Аскольдова могила, построил церковь. И носила она имя святого Николая. Основываясь на исследовании традиций тогдашних властителей называть храмы в честь своих патронов, выдающийся историк В. Татищев предположил, что при крещении князь Аскольд получил имя Николай. С этим соглашается нынчеквы называют равноапостольным.

Наверное, князя Владимира интересовали не столько пышности римских Базиль к или св. Софии в Константинополе, как зависимость Римского Папы и константинопольского патриарха от императоров. На время Аскольдова и Владимирова крещения византийская и римская церкви уже четко отличались в своем отношении к императорам или, вообще, к светской власти.

Теоретически правильной формой отношений церкви и государства можно считать добрый и благодатный союз, который был зафиксирован в знаменитом Кодексе римского императора Юстиниана (527-565 гг.) Однако в реальной жизни интересы императора и духовных иерархов часто пересекались.

Между тем на Западе римская церковь получала относительную независимость, и в результате духовная жизнь западного общества в значительной мере осталось независимым от местной государственной власти. На Востоке император одержал победу над Церковью и покорил ее светской власти. Последнюю попытку завоевать независимость восточной церкви от государственной власти сделал патриарх Фотий в IX ст. - Во время княжения Аскольда в Киеве. Однако император Лев VI Мудрый устранил патриарха Фотия и провел ревизию Кодекса Юстиниана. Это кардинально повлияло на формирование менталитета византийско-христианского социума. В нем жизнь человека происходит не в многомерном духовно-светской пространстве, а в государственной плоскости.

После утверждения на киевском престоле князь Владимир стремился взять под свой контроль и духовная жизнь. Идею тоталитарной империи было легче легализировать в рамках христианства византийского образца. В этом и заключался знаменитый выборе веры Владимиром.

Князь-самодержец выбрал ту религию, в которой высший духовный иерарх подчинялся светской обладателю. А вот независимость римского первосвященника, очевидно, мало импонировала киевскому князю.

Стоит заметить, еще одну определяющую тезис православия, которая уходит корнями в Византию: единая вера - единое государство. Принятие христианства в форме восточного (византийского) обряда означало, что духовное начало подпал под светскую власть. Образно говоря, жрец подчинился воину и последний начал диктовать свое виденное духовной жизни. Этим была подготовлена, точнее, укреплены, хорошую почву для тоталитарного общества.

Принятие христианства имело большое значение для Руси-Украины и нашего народа.

Христианство по своей природе неуничтоженные. Оно является главной моделью исправления человечества. "Построю храм и врата ада его не одолеют" - сказал Иисус апостолу Петру. Весь историческое развитие человечества подтверждает это, ведь вера живет в каждой нашей клетке.

Семьсот лет после упадка Киевской Руси-Украины нашу землю топтали иностранные завоеватели. Практически на протяжении всего XX века вера подвергалась преследованиям. Если мы выжили и сохранились как украинская нация в тоталитарной системе, то и в демократической выживем. И это благодаря христианству. Как в свое время высказался Платон "Непризнание Бога есть для государства больше всего из бедствий. И кто подрывает религию, то подрывает с тем и основы общества.

Последние социологические опросы свидетельствуют, что почти 70 процентов украинских считают себя верующими христианами. В Украине на общину (независимо от конфессий) приходится 2,387 верующих. Для примера, этот показатель выше только в Польше - 3,175 верующих, а в Канаде - 1,225, США - 739, России - 600 верующих.

Надеемся, что День Крещения Руси станет не только церковным, но и государственным праздником в Украине.

Павел СЛИВКИ
религиовед

врата ада его не одолеют "- сказал Иисус апостолу Петру. Весь историческое развитие человечества подтверждает это, ведь вера живет в каждой нашей клетке.

Семьсот лет после упадка Киевской Руси-Украины нашу землю топтали иностранные завоеватели. Практически на протяжении всего XX века вера подвергалась преследованиям. Если мы выжили и сохранились как украинская нация в тоталитарной системе, то и в демократической выживем. И это благодаря христианству. Как в свое время высказался Платон "Непризнание Бога есть для государства больше всего из бедствий. И кто подрывает религию, то подрывает с тем и основы общества.

Последние социологические опросы свидетельствуют, что почти 70 процентов украинских считают себя верующими христианами. В Украине на общину (независимо от конфессий) приходится 2,387 верующих. Для примера, этот показатель выше только в Польше - 3,175 верующих, а в Канаде - 1,225, США - 739, России - 600 верующих.

Надеемся, что День Крещения Руси станет не только церковным, но и государственным праздником в Украине.

Павел СЛИВКИ
религиовед

Читайте также:


По состоянию на 11:00 в Украине проголосовало 17,59% избирателей

Татуировка - опознавательный знак, дающий образное, начальное представление о владельце

В Украине проходят досрочные выборы

Как Тернопольщина отпразднует государственные праздники

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: