Поиск       
Советский Эксперт on-line

Местному самоуправлению в Украине быть!

Категория: Общество, 01.04.2010

Одной из определяющих признаков правового государства и гражданского общества является наличие полноценного местного самоуправления. Именно через него может быть полнее реализована идея осуществления власти непосредственно народом, решено важные вопросы взаимодействия государства с конкретным человеком.


Сегодня функционирования местного самоуправления не направлено на реализацию его главного предназначения - создание и поддержку благоприятной жизненной среды, необходимой для всестороннего развития человека, предоставление жителям качественных и доступных услуг. Ведь территориальная громада должна быть обустроена для людей со всей социальной и инженерной инфраструктурой, где бы она могла и привлекать средства, и планировать свое территориальное развитие, а ее руководители - служить обществу.
Подавляющее большинство общин за чрезвычайно слабую финансовую базу оказались несостоятельными выполнять полномочия местного самоуправления. В общем, собственные поступления органов местного самоуправления составляют менее 10% общих поступлений. В сочетании с фактической невозможностью финансирования всех обязательств государства и органов местного самоуправления и отсутствия механизмов влияния общества на местные власти привело к тому, что финансирование практически всех бюджетных расходов зависит прежде всего от воли представителей местных властей. Отсутствие программного аудита, внешнего и общественного контроля за использованием средств местных бюджетов, также стали причиной неэффективного распределения и так мизерных финансовых ресурсов.
Острой остается проблема разграничения полномочий между местными государственными администрациями и органами местного самоуправления, ведь почти 80% полномочий местного самоуправления дублируются такими же полномочиями местных государственных администраций.
Собственные материальные ресурсы местного самоуправления используются крайне неэффективно. Особенно это касается земли, принадлежащей экономически неразвитым общинам, которые граничат с большими экономическими и промышленными центрами, а также коммунальной земли и недвижимости в городах. Причина неэффективного управления коммунальным имуществом кроется не только в правовой неопределенности его статуса, но и в нехватке компетентных специалистов, а также в коррупции в сочетании с отсутствием системы мониторинга и внешнего контроля.
Часто органы местного самоуправления по своему составу не является в действительности представителями соответствующих общин. Сегодня большое количество общин вообще не имеют своих представителей в районных и областных советах. А во многих случаях местные советы представляют интересы отдельных партий, а не жителей общин.
Все вышеприведенные проблемы обостряются отсутствием действенных механизмв участии местных общин в деятельности местной власти и контроля за ней.
Существенной проблемой остается и низкий уровень профессиональной квалификации служащих органов местного самоуправления. Углубляет проблему несовершенства механизмов привлечения к ответственности выборных лиц местного самоуправления. Отсутствует возможность прекращения их полномочий в случае бездействия.
К этому добавляется равнодушие, низкий уровень участия населения в процессе принятия управленческих решений в системе местного самоуправления, закрытость от территориальной общины органов местного самоуправления. Власти на местах руководствуется не столько интересами общества, сколько интересами центральной власти или собственными.
Приблизить власть к человеку, создать самоуправляющиеся органы вроде западноевропейских стран и усовершенствовать управление на местах так, чтобы рядовой гражданин не тратил много времени на решение своих повседневных проблем, а власть всегда находилась рядом - вот основная цель создания политической партии «Партия местного самоуправления» . Формируется партия на местном уровне для жителей территориальных громад, таким же образом и управляться - не из центра на места, а наоборот, ведь никакой столичный профессионал не может лучше местных жителей знать их потребности, проблемы и перспективы хозяйствования.
Целью деятельности «Партии местного самоуправления» является содействие всестороннему развитию и совершенствованию правовой базы и практики местного самоуправления в Украине как залога народовластия, развития в Украине открытого, правового, справедливого и гуманного, экономически эффективного и экологически безопасного общества.
Главными задачами партии является построение в стране на принципах социальной справедливости и солидарности гражданского общества как общества самоуправляющихся общин, демократического правового государства с эффективной социально ориентированной экономикой; создание правовых, политических и социальных условий для широкой реального участия граждан в обсуждении и принятии публичных решений, в управлении делами своей общины и государства; полнее политическое представительство законных интересов всех слоев, социальных групп и общин украинского общества; утверждения принципов нравственности общества, достоинства свободного человека - гражданина своего государства и хозяина на своей земле, морально ответственной личности, чьи права безусловно защищены т.д.
В основу политической стратегии «Партии местного самоуправления» положены черты американской системы местного самоуправления: значительная автономия органов местного самоуправления по отношению к государственной власти; отсутствие на местах полномочных представителей центральной власти, которые бы опекали органы местного самоуправления; выборность ряда должностных лиц местного самоуправления территориальной громадой (например, шериф, клерк общины, казначей, регистратор, налоговый инспектор и т.д.); функционирования органов местного самоуправления исключительно в пределах своей компетенции, закрепленной в законе.
Опыт функционирования нынешней системы местного самоуправления в Украине показывает необходимость надлежащего материального и денежного финансирования для осуществления соответствующими органами возложенных на них функций и задач. Т.е. местным «слугам народа» нужно хозяйствовать самостоятельно, а не разворовывать то, что есть на твоей территории, а затем ждать «дотации» из центра.
Основные усилия необходимо направить, в первую очередь, на решение самых болезненных вопросов самоуправления, а именно:
1) путем создания исполнительных комитетов районных и областных советов ввести полноценное самоуправление на районном и областном уровнях с соответствующей корректировкой компетенции местных государственных администраций;
2) четко разграничить полномочия исполнительных органов местных советов и местных государственных администраций;
3) урегулировать вопросы управления объектами коммунальной собственности, завершить разграничение коммунальной и государственной собственности, в том числе соответствующее разграничение земель;
4) расширить финансовую базу местного самоуправления путем внесения изменений в действующее законодательство Украины и создать надлежащие финансовые условия для осуществления на территории нашего государства полноценного местного самоуправления.
Ольга Борик
заместитель Председателя Тернопольской областной организации политической партии «Партия местного самоуправления»
которые бы опекали органы местного самоуправления; выборность ряда должностных лиц местного самоуправления территориальной громадой (например, шериф, клерк общины, казначей, регистратор, налоговый инспектор и т.д.); функционирования органов местного самоуправления исключительно в пределах своей компетенции, закрепленной в законе.
Опыт функционирования нынешней системы местного самоуправления в Украине показывает необходимость надлежащего материального и денежного финансирования для осуществления соответствующими органами возложенных на них функций и задач. Т.е. местным «слугам народа» нужно хозяйствовать самостоятельно, а не разворовывать то, что есть на твоей территории, а затем ждать «дотации» из центра.
Основные усилия необходимо направить, в первую очередь, на решение самых болезненных вопросов самоуправления, а именно:
1) путем создания исполнительных комитетов районных и областных советов ввести полноценное самоуправление на районном и областном уровнях с соответствующей корректировкой компетенции местных государственных администраций;
2) четко разграничить полномочия исполнительных органов местных советов и местных государственных администраций;
3) урегулировать вопросы управления объектами коммунальной собственности, завершить разграничение коммунальной и государственной собственности, в том числе соответствующее разграничение земель;
4) расширить финансовую базу местного самоуправления путем внесения изменений в действующее законодательство Украины и создать надлежащие финансовые условия для осуществления на территории нашего государства полноценного местного самоуправления.
Ольга Борик
заместитель Председателя Тернопольской областной организации политической партии «Партия местного самоуправления»

Читайте также:


На Волыни задержан председатель сельсовета, которая пыталась обогатиться за счет разбазаривания земель Шацкого Национального парка

На Тернопольщине обнаружили 191 нелегального перевозчика

Народный коллектив индийского танца "Амрита" отпраздновал день рождения

Вопросы к власти

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: