Поиск       
Советский Эксперт on-line

Он остался среди нас

Категория: Культура, 11.02.2009

Кто из известных о не менее известного Павла Загребельного сказал, что это человек, которого поцеловала судьба. А кто-то другой, из тех же известных: «Загребельный - одна из самых авторитетных наших литературных констант.

Необычный, но приятный парадокс: живя в ходе 21 века, эпоху людей, которые, преимущественно, по своей сути скептики, нигилисты, не любят и не признают авторитетов, Загребельный оставался признанным, никем и ничем не обжаловано патриархом украинской литературы, читаемым и любимым автором многих и даже автором нескольких поколений. Он был и остается национальной гордостью.
Такое признание объясняется животворным связью, который сумел установить со своими читателями Павел Архипович. Связь такой силы возникает лишь тогда, когда художник имеет что сказать людям, а они, погружаясь в глубины художественного мира, видшуковують там ответы на нужные им волнующие вопросы. Он непрестанно вел диалог со своими читателями, диалог интересный, поучительный, остроумный ... и, несмотря на то, что 4 февраля, гениального, незаурядного автора этого диалога не стало, он продолжается, и, верим, будет вечным ...

«От ровненько в жизни писателя я не жду никаких откровений» - писал писатель Василь Земляк. Человеку, который был и рядовым на войне, и студентом-филологом Днепропетровского университета, корреспондентом журнала «Отчизна», и главным редактором «Литературной Украины» было что сказать. Загребельный писал: «Я лично убежден, что выступаю бы от имени целого поколения писателей-прозаиков, тех, кому в 1914 году было 16-17 лет, кто в этом далеко не зрелом возрасте с первого дня Великой Отечественной войны ушел на фронт, а когда вернулся после войны к мирной жизни, то взялся за перо, ибо слишком много было в его сердце.

Рецепт самотворение, творческой неповторимости, уникальности, непересичности Загребельного интересный и его читателям. В книге «Неложнимы устами» есть раздел «Из собственного двора», где помещены автокоментари и самоанализ, осмысление писателем собственного пути, своих принципов и законов. Там же находим ответ на якобы читательское вопрос автору: «К чему стремитесь, сочиняя?» Загребельный соответствует мнениями-чувствами, мыслями-эмоциями: «Стараюсь писать так, чтобы люди прочитали, соединить человеческие сердца, заставить их вздрогнуть. Ибо когда нет Того содрогания сердца человеческого, нет и литературы, кто бы там что ни говорил ».

Павлу Загребельному удавалось, как никому, так часто здригаты наши сердца, ибо он автором чрезвычайно плодотворным, ему была присуща некая творческая неугомонность и персонально его определяющая черта - быть непохожим самым на себя в каждом новом произведении. Книголюбы протяжении многих лет с большим интересом встречали литературно-критические и литературоведческиевыступления Загребельного, а новые произведения ожидали с нетерпением. Павел Архипович, существенно пополнив фонд украинской литературы, предложил читателям немалый выбор, а себе заслужил мировую славу, ибо переведен около 23-ти языках мира. Вот перечень далеко не полный, сочинений Загребельного: «Парвомист», «Переходим к любви», «Евпраксия», «Разгон», «Я, Богдан», «Львиное сердце», «Чудо», «Смерть в Киеве», « Роксолана »,« Юлия, или Приглашение к самоубийства »,« Бесследно Лукас »,« Зона особенной охраны »,« Лом »и другие. Оценки его произведений были далеко не однозначны: от одобрительных до уничтожающий, но не показало это, что произведения являются незаурядными.

Не останавливался Павел Загребельным на одном литературном жанре. Собственноручно переделывал свои произведения на пьесы: так с легкой руки «День для грядущего» стал «Кто за? Кто против? », А« С точки зрения вечности »-« Земля скакала мне навстречу », которые были поставлены украинскими театрами и нашли еще и своего зрителя. По его сценариям на Киевской киностудии им. А. Довженко были сняты художественные фильмы: «Ракеты не должны взлететь» (1965), «Проверено - мин нет» (1966), «Лавры» (1974), «Ярослав Мудрый» (1982).

И хотя в его активе есть и новеллы, и рассказы, и повести, основным жанром Загребельного был роман. Именно благодаря ему мы, читатели, не можем сегодня пожаловаться, что нечего читать о временах прошедших. Свое залюбування историей, которой можно не всегда радоваться, Загребельный объясняет: «Пренебрегать прошлым равно, что после перехода через реку разрушать за собой мост» («Смерть в Киеве».

Во всех своих исторических романах он обращается к трагедийных ситуаций. В них неотъемлемо присутствует полемика, так важна его творческому мышлению, полемика с предшественниками в теме и «чуде», с летописцами и историками, как в «Смерть в Киеве», историками и мифологией, как в «Роксолане» и со всеми вместе взятыми, как в «Я, Богдан».

Роман Загребельного «Роксолана» стал украинским бестселлером. Сам автор так объяснил ее популярность: «До Роксолана принадлежала легенде, мифологии в романе сделана попытка вернуть его психологии. Он показал и триумф, и трагедию этой женщины. Глубоко проанализировав, как могло случиться так, что в эпоху титанов не потерялось имя простой украинских из Рогатина, ставшая в истории Османского государства рядом с султаном Сулейманом Великолепным.

О его работе в литературе можно много говорить, но стоит вспомнить, что известный романист еще работал и в газете. По его словам, газета выработала в нем лютую ненависть к стереотипного мышления, к любым шаблонов, к пустословие и пустоголивья. А уже будучи главным редактором «Литературной Украины», Загребельный дает на цели развороты произведения тех писменникив, которых другие издания не печатали за их политической заангажированности. Так Загребельный привел за руку в украинскую литературу через «Литературную Украину» целое поколение украинских писателей: М. Винграновского, И. Драча, поддерживал Б. Олийныка и В. Симоненко.

Он остался среди нас. Оставив в наследство огромный творческий задел, как целую отдельную эпоху в украинской литературе, как подтверждение того, что чтение - это не наказание, а чувство удовлетворения.

Екатерина ВОРОНЮК

нгажованисть. Так Загребельный привел за руку в украинскую литературу через «Литературную Украину» целое поколение украинских писателей: М. Винграновского, И. Драча, поддерживал Б. Олийныка и В. Симоненко.

Он остался среди нас. Оставив в наследство огромный творческий задел, как целую отдельную эпоху в украинской литературе, как подтверждение того, что чтение - это не наказание, а чувство удовлетворения.

Екатерина ВОРОНЮК

Читайте также:


Губернатор Тернопольщины просит прокуратуру изучить практику прохождения техосмотра транспортных средств

В Украине создадут Институт мозга

"Тайну любви" раскрыла Наталья Белянская

На Тернопольщине подешевели яйца, сало и картофель

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: