Создатель Неба в храмах (ФОТО)
Категория: Культура, 02.04.2009
Уникальный на всю Украину иконостас установлен в церкви Святого Николая, который находится на территории Тернопольской областной психоневрологической больнице. Этот церковный атрибут имеет вид трикупольного храма, а каждый его элемент - своеобразный символ, наполненный глубоким духовным содержанием. Однако главная особенность иконостаса заключается не только в его художественной совершенства и неповторимости, но и в том, что своему автору - известному художнику Василию Бронецкий - он появился во сне.
Но что это: результат долгих обдумувань мастера или Божье провидение? Именно об этом, а также о своем творческом пути и расскажет тернопольский художник-резчик Василий Бронецкий.
Говорят, если церковь - это Небо на земле, иконостас - Небо каждого храма. Наверное, через такое важное назначение иконостасов, каноны его создания очень строгие. Для этого недостаточно умело владеть резцом, мало даже художнической дарования, необходимо досконально знать церковные каноны и главное, быть глубоко верующим человеком. ** Rizba030409 / 1)) Иконостас в церкви Св. Николая - Еще 20 лет назад я даже и не подозревал, что буду делать иконостасы, разрисовывать церкви и писать иконы, - говорит Василий Николаевич. - Хотя эта тематика была мне очень близка, ведь родом я с Теребовлянщине, из с. Вишневчик, которое находится недалеко от Зарванице Можно сказать, что я вырос среди икон, поскольку часто ходил к святыне молиться Богу, к тому же, воспитывался в очень религиозной семье. Однако посвятил себя церковному искусству значительно позже. ** Rizba030409 / 2)) Иконостас в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, с. Подгороднее Получив пятый разряд художника-резчика в Ивано-Франковому художественном училище, Василий Николаевич работал художником-оформителем сначала на Тернопольском художественном комбинате, а затем на производственном объединении «Орион». Но после обретения Украиной независимости, должность, которую занимал Василий Бронецкий, сократили. Поэтому художник остался без постоянной работы. Но ненадолго. - В то время судьба меня свела с отцом Иваном Якимивим. Узнав, что я не только художник, но и резчик, священник попросил меня в храме, что в с. Пронятин, доработать иконостас, который испортили недобросовестные художники, - рассказывает г Василий. - Так я и начал создавать церковную атрибутику. ** Rizba030409 / 3)) Иконостас в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, с. Подгороднее Разумеется, все, что связано с церковью, имеет свои строгие правила и каноны. Так, например, престол должен быть квадратной формы и высотой в 1,05 м, а высота титраподу - ровно 75 см. Все эти премудростям п. Василия и научил о. Иван. ** Rizba030409 / 4)) Боковой престол в церкви Кузьмы и Демьяна, с. Забойки - Бытует мнение, что роспись храмов и писания икон - это не творча работа, поскольку ограничена строгими рамками. Но без фантазии здесь художнику тоже не обойтись. Нужно же каждый раз создавать нечто новое, не похожее на прежнюю работу, - убеждает мастер. - Скажу больше, выполняя работу в церкви, художник настолько духовно наполняется, что вовсе не испытывает недостатка свободы в своих действиях. Стоит еще отметить: церковь - это намоленное место. Поэтому здесь художник, даже если он целый день проведет навзничь, расписывая купол храма, не чувствует ни усталости, ни боли, ни хлопот. Сегодня в послужном списке п. Василия - роспись куполов и создание иконостасов не только в церквях Тернопольской области, но и Хмельницкой и Львовской. Каждая работа, говорит мастер, для него дорога и любима. ** Rizba030409 / 5)) - Когда, спустя некоторое время, я вижу свою работу, мне кажется, что это не я ее сделал, что мне бы так красиво не удалось. Почему? И наверное потому, что когда рисую или ризьблю, то отдаюсь этому полностью, не жалею себя, - размышляет Василий Николаевич. - Да и вообще, по-другому нельзя. Сакральное искусство требует полной отдачи и добросовестного отношения, а еще - чистого сердца и добрых помыслов. Приступая к работе, п. Бронецкий обязательно молится и просит Бога о помощи. Не забывает художник поблагодарить Всевышнему и каждый раз, как заканчивает рисовать или вырезать. Мастер убежден, что все - в руках Господних. А история с созданием иконостаса для храма Святого Николая только уверили художника в своей правоте. Уникальный иконостас появился художнику во сне Как выяснилось, желающих выполнять иконостас для храма Святого Николая было немало. Но из всех мастеров служитель храма о. Владимир Сампара избрал Василия Бронецкий. По словам священника, именно в этом человеке он увидел не просто профессионала, но и человека, который своими руками способна творить Божий замысел. - При первой встрече о. Владимир сказал, что хотел бы иконостас, аналогов которому нет нигде, - рассказывает художник. - Мы договорились, что я сделаю три черно-белых эскизы, из которых и выберется наиболее удачный. ** Rizba030409 / 6)) Придя домой, п. Василий взялся рисовать возможные варианты иконостаса. С первыми двумя, признается мастер, проблем не было. А вот третий ... - Помещение церкви неширокий, компактное. Поэтому хотелось сделать нечто необычное, что бы украшало храм, притягивал взгляд прихожан и помогало сосредоточиться на молитве, - делится собеседник. Но как ни старался, не напрягал свое воображение мастер тот день эскиз нарисовать не удавалось. Искренне помолившись и попросив Бога о вдохновении, п. Василий лег спать. - И снится мне, что я захожу в церковь Святого Николая. И вдруг перед моими глазами появляется удивление красивый иконостас, - с восторгом рассказывает свой сон художник, - так, словно картинка, проявился снизу доверху. ** Rizba030409 / 8)) Иконостас в часовне дома управления Тернопольско-Зборовской епархии УГКЦ Словно ошпаренный сорвался ночью Василий Николаевич и быстро, чтобы случайно не забыть какой-то детали, начал переносить на бумагу то, что увидел во сне. Как же удивился о. Владимир, когда уже на следующий день художник принес три готовые эскизы. Священнику всего понравился третий рисунок, а когда он услышал историю его возникновения, то сразу сказал приступать к работе. Круглогодично Василий Бронецкий работал в церкви Святого Николая. Иконостас, престол, титрапод, жертвенник и киот - все это он сделал собственноручно, только наносить позолоту помогала жена. Все старания мастера и длинная кропотливая работа увенчалась успехом. Результат работы превзошел ожидания даже самого художника. - Самая спасибо за мою работу - это когда люди смотрят на иконостас или иконы и восхищаются ими, - искренне признается п. Бронецкий. - Тогда я чувствую себя действительно на седьмом небе от счастья. Ирина ГАВРИШОК
м рассказывает свой сон художник, - так, словно картинка, проявился снизу доверху. ** Rizba030409 / 8)) Иконостас в часовне дома управления Тернопольско-Зборовской епархии УГКЦ Словно ошпаренный сорвался ночью Василий Николаевич и быстро, чтобы случайно не забыть какой-то детали, начал переносить на бумагу то, что увидел во сне. Как же удивился о. Владимир, когда уже на следующий день художник принес три готовые эскизы. Священнику всего понравился третий рисунок, а когда он услышал историю его возникновения, то сразу сказал приступать к работе. Круглогодично Василий Бронецкий работал в церкви Святого Николая. Иконостас, престол, титрапод, жертвенник и киот - все это он сделал собственноручно, только наносить позолоту помогала жена. Все старания мастера и длинная кропотливая работа увенчалась успехом. Результат работы превзошел ожидания даже самого художника. - Самая спасибо за мою работу - это когда люди смотрят на иконостас или иконы и восхищаются ими, - искренне признается п. Бронецкий. - Тогда я чувствую себя действительно на седьмом небе от счастья. Ирина ГАВРИШОК
Читайте также:
|