Поиск       
Советский Эксперт on-line

Общественно-активная школа воспитывает лидеров

Категория: Общество, 28.02.2010

1 марта отмечается Международный день общественно активной школы. Это новое в Украине явление в последние годы набирает особых обороты - уже 350 школ в 19 областях присоединились к реализации такой программы. Речь идет о школах нового формата, которые выходят за привычные рамки обучения. Ближе познакомиться с их новаторством предлагает программный директор Всеукраинского фонда "Шаг за шагом» Марина Ворон.

- Что это за новая общественно активная школа и для чего создается?
Мы говорим о международном движении школ, исповедующих необычные принципы обучения, воспитания и развития. Его цель - превратить школу в активного участника общественной жизни, способного задавать тон в решении важных и актуальных проблем той или иной территории. То есть школа - не просто механизм для получения молодыми людьми необходимого набора знаний, а полноправный член общества, которого эта община задействует для воспитания подрастающего поколения и заодно использует его возможности с пользой для всего сообщества.
В общественно активной школе большое внимание уделяется образовательным, социальным, оздоровительным услугам, развития молодежного движения и привлечения граждан, улучшению обучения учащихся, укреплению семьи и отношений между жителями общины. Школы становятся образовательными, культурными центрами, а также центрами отдыха для лиц любого возраста. Они открыты для всех. Используя общеобразовательные школы как общественные центры, общественно активные школы привлекают новых партнеров, тем самым создавая большой спектр услуг для детей, молодежи, семей и общин.
Общественно активные школы не объединяются по политическому признаку. Потому что до этого движения входят и страны Восточной Европы, СНГ, США, Канада, страны Восточной Азии и другие. Их всех объединяет главная цель - сделать школу широко доступной для общественности.
У нас даже есть такой лозунг - «школа, открытая 24 часа 7 дней в неделю».

- Наверное, вы говорите в переносном смысле?
- Не обязательно. Мы предполагаем, что каждая школа может быть полезной для того сообщества, в котором она находится. Например, общество может использовать школьные ресурсы, школьные помещения. Приведу пример, который встречается практически во всех общественно активных школах, - это школьные библиотеки. Они могут быть доступными для рядовых членов сообщества, не важно - или учатся они в школе, идет ли речь об отцах. Пенсионеры, работающая молодежь могут прийти в школу, получить литературу, почитать свежие газеты.
Другой пример - доступность спортивных сооружений на территории школы. Мы знаем, что сегодня стадионов и спортивных площадок стало меньше, а школьные часто используются не в полную меру. Еще стоит упомянуть о различных кружках, клубах по интересам, секции, которые мои завтра будут знать, как изучить нужды общины, как общаться в сообществе с разными поколениями, как находить подход к ребенку и старших людей. То есть, те лидеры, которые придут на смену нынешним.

- Какого значение вы уделяете развитию общественно активнои школы в сельской местности?
- Для села школа - это центр. А учитель - весомый авторитет. Школа может активизировать общественное движение и развить местные традиции. Например, есть под Киевом небольшое село Боровка. Оно оправдывает свое название, потому что расположен практически в сосновом лесу. С давние времена в селе особое внимание уделялось различным изделиям из дерева. Школа решила возобновить старое ремесло, и крестьяне откликнулись на эту инициативу. В каждой семье уже были определенные навыки, необходимые инструменты. Жизнь забурлила.

Важно знать культуру того региона, в котором работает общественно активна школа. Так, в западных областях Украины большое внимание всегда уделялось образованию детей. Поэтому первой программой, которую мы предложили под реализацию, была подготовка детей к школе через обучение их родителей. Он имел успех.
Готовя первые инициативы, мы стремимся сформировать общественное мнение. Сначала общаемся со школой, с сельским головой, если в деревне есть священник, то обязательно говорим и с ним. А потом проводим собрания сельской общины, на которых рассказываем об опыте других школ, приводим яркие примеры. Обычно после этого формируется актив общественно активнои школы, в который входят учителя и ученики, родители и представители сообщества. А уж дальше они сами решают, в каких направлениях работать.

- Какова роль Всеукраинского фонда "Шаг за шагом» в этой работе?
- В 2003 году мы начали реализацию программы «Школа как центр развития общины» при поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта, и сейчас работаем уже с пятым ее проектом. У нас подготовлен ряд методик, семинаров. Также проводим тренинги. Тесно сотрудничаем с областными и городскими администрациями. В рамках программы у нас разработан спецкурс для директоров школ, он предлагается слушателям областных институтов последипломного педагогического образования. И таким образом программа внедрена в государственную систему.
И мы активно сопровождаем школы в их проектной деятельности - у нас большая сеть наших консультантов, работающих в регионах.

- Какие планы определяете на 2010 год?
- В этом году проведем международную конференцию, где будет представлен опыт Украины и опыт наших коллег из других стран, работающих в этом направлении. Также готовится крупная международная акция «Весенний неделю добра», цель которой - привлечь внимание к деятельности общественно активних школ. На подходе издание пособия, который называется «Школа для общины, община для школы», где можно ознакомиться с новыми направлениями деятельности общественно активних школ. И также - со стандартами качества деятельности общественно активнои школы. У нас наработаны 9 обязательных стандартов: лидерство, партнерство, социальная инклюзия, услуги, волонтерство, обучения в течение всей жизни, развитие общества, привлечение родителей, школьная культура, и только их исполнение позволяет школе получить статус общественно активной. Ежегодно определенное количество школ осваивают технологии, чтобы стать общественно активными, и нам приятно, что этот круг постоянно растет.

Максим НАЗАРЕНКО, Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»


омыться с новыми направлениями деятельности общественно активных школ. И также - со стандартами качества деятельности общественно активнои школы. У нас наработаны 9 обязательных стандартов: лидерство, партнерство, социальная инклюзия, услуги, волонтерство, обучения в течение всей жизни, развитие общества, привлечение родителей, школьная культура, и только их исполнение позволяет школе получить статус общественно активной. Ежегодно определенное количество школ осваивают технологии, чтобы стать общественно активными, и нам приятно, что этот круг постоянно растет.

Максим НАЗАРЕНКО, Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»


Читайте также:


В Интернете появилось видео, которое показывает расстрел выживших в авиакатастрофе под Смоленском

В Украине стартовала избирательная кампания

На Тернопольщине будут контролировать самовольные раскопки

Отопительный сезон начнется с опозданием?

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: