Поиск       
Советский Эксперт on-line

«Поверь глазам». Памяти Владимира Ивасюка

Категория: Культура, 18.03.2008

Продолжение статьи «Поверь глазам», памяти Владимира Ивасюка ».
Переезд Ивасюка в 1972 году во Львов, ознаменовал новый виток не только в жизненной, но и в творческой биографии молодого медика и композитора. Именно во Львове завершается его становление как профессионального композитора, способного творить разноплановую музыку по высшим академическим канонам классической композиции. Львов, который издавна считался одним из самых консервативных интеллектуально-творческих столиц Украины, тоже не устоял перед Владимиром Ивасюком. Он пленил старинный город самобытностью своего таланта, и уникальным сочетанием глубины народного этноса с новыми музыкальными ритмами. Здесь Владимир Ивасюк знакомится с поэтом, председателем львовской союза писателей, Ростиславом Братунем, который становится верным побратимом Володи, соавтором его песен.

«Львовский период» становится знаковым в творчестве и судьбоносным в жизни. В городе Льва, Володя успешно заканчивает обучение в медицинском институте, и после подготовительных курсов поступает в консерваторию в класс Анатолия Кос-Анатольского. Но плодотворного сотрудничества между ними не получается. Именитый маэстро, почему не воспринимал всерьез творческие поиски своего молодого коллеги. Высмеивал его новаторские подходы к классической музыке, постоянно критикуя его творческие замыслы и планы. Хотя, в то время в творчестве Ивасюка были не только более сотни песен, но и написание музыки к нескольким театральным спектаклям.

В частности, по просьбе Сергея Данченко, режиссера Львовского театра имени Марии Заньковецкой, Володя пишет музыку к спектаклю «Знаменосцы» Олеся Гончара. Спектакль имеет феноменальный успех, прежде всего благодаря музыкальному наполнению. Впоследствии, по заказу театра г. Дрогобыча создает музыку к спектаклю «Мезозойская история», которая тоже оказывается чрезвычайно успешной. Отдельные песни из этого спектакля, например, «Пригласи меня в сны» получают свое автономное жизнь вне спектаклем.

Параллельно с написанием музыки к спектаклям, учебой в консерватории, Володя продолжает создавать новые песни, записывать их в студии. Несмотря, сопротивление отдельных членов союза композиторов, Ивасюку удается издать в издательстве «Музыкальная Украина», сборник собственных песен «Моя песня», которая в считанные дни была раскуплена. В сборник входят следующие произведения: «Признание» (сл. Р. Кудлика), «Баллада о мальвы» (сл. Б. Гуры), «Только раз цветет любовь» (сл. Б. Стельмаха, «Даль» (сл. Д. Павлычко), «Кленовый огонь» (сл. В. Ивасюка и Ю. Рыбчинского), «Пригласи меня в сны» (сл. Б. Стельмаха), «Баллада о двух скрипках» (сл. В. Марсюка) и « Под селом Бояны »(сл. А. Соловьева.

Почти одновременно с книгой в всесоюзной фирме «Мелодия» появляется и прекрасная пластинка-гигант «Песни Владимира Ивасюка поет София Ротару». Восущее! За погодных условий, указанных в протоколе осмотра места трагической находки, отсутствие признаков разбухания и расписания тела, заключение экспертизы о времени, месте и способ наступления смерти кажется сомнительным. Сами миляциянты, а также родные, которые были на опознании, тоже признаков разложения не заметили, след от ремня на шее был свежим.

Что интересно, поиски велись с 27 апреля до ... 11 мая. Именно тогда было закрыто дело № 239, которая почему называлась «поисковая дело по факту смерти композитора В. Ивасюка». Чем объяснить, что дело содержала именно такая формулировка в своем названии, и была закрыта на неделю раньше до фактического нахождения тела композитора? Возможно, уже тогда «органы» знали какая судьба постигла Ивасюка? Несмотря на очевидные признаки насильственной смерти, поломаны пальцы, нос, деформировано от побоев лицо, выколоты глаза, синяки на руках и коленях, отсутствие характерного для повишельникив выдвинутого языка, ни шрама на шее (странгуляцийнои борозды) правоохранительные органы настаивали на версии самоубийства.

Опознания проводилось в ужасных условиях, в плохо освещенном полуподвале. Все тело Володи было накрыто одеялом, матери запретили осмотреть его, мол он еще не зашито после вскрытия. София Ивановна сына узнала только по шрамом от аппендицита, и родинкой на спине. Неужели правоохранительные органы не знали, что опознание проводится до вскрытия, а не после него? Из кабинета следователя, исчез пояс на котором по версии следствия повесился Володя. Во время осмотра его одежды, родные заметили, что нижнее белье и рубашка были чистыми, только на плаще были следы от мазута, очевидно Владимира перевозили машиной. Все указывало на то, что Володя не мог сам покончить с собой. И то, что власть и всячески клеветали память великого композитора, компилюючы факты, а правоохранительные органы не замечали явных признаков убийства в этом уголовном деле, могло свидетельствовать лишь об одном, что они причастны к этому ужасному преступлению. Это убийство, было запланировано и осуществлено спецслужбами. Наверное, не сумев завербовать Ивасюка, заставить отречься от украинской песни, гебисты просто физически уничтожили великого украинского композитора, инсценировав самоповешение. И их замысел может быть, и удался, если бы не его величество случай. А произошло, непредсказуемая убийцами событие. В мае из Бережанской тюрьмы на Тернопольщине во время бунта сбежали несколько сотен малолетних узников, большинство из них сразу же поймали, но часть еще была на свободе. Так советские карательные органы прочесывали все леса и посадки, вблизи крупных городов, так как за такой теплой погоды можно было скрываться достаточно долго и в лесах. Как раз во время одной из таких «зачисток» и нашлось пидвишане тело Ивасюка. Если бы не эта случайность, свежий воздух и тепло за короткий промежуток времени сделали с телом Володи, что просто ничего нельзя было бы уже исследовать. Как по мне, версия об убийстве Владимира Ивасюка спецслужбами является наиболее вероятной. Официальная версия следствия не выдерживает никакой критики, потому что за всеми признаками Володя не был самоубийцей. Хотя, после его смерти, власть распускала сплетни о том, что Ивасюк был психически не уравновешенным, страдал от творческого кризиса, депрессии, неврастении и т.д. Пусть эти лживые наветы останутся на совести своих авторов. Лучшим свидетельством, того, что у Владимира все было хорошо как с психическим здоровьем так с творчеством, есть его песни, его работа. Похороны композитора, который символически проходил 22 мая, в тот день когда тело Великого Кобзаря перезахоронили на Чернечей горе в Каневе , превратился в многотысячный митинг-реквием. Несмотря на все попытки власти воспрепятствовать захоронению Ивасюка на Лычаковском кладбище, львовяне добились, чтобы их любимого певца похоронили среди Пантеона Великих. Десятилетия, чиновники не позволяли родителям поставить памятник на могиле сына, три раза его могилу поджигали, она горела даже во время дождя, но никакими репрессиями не удастся уничтожить человеческую память и любовь к одному из самых талантливых, самых верных сынов Украины.


а короткий промежуток времени сделали с телом Володи, что просто ничего нельзя было бы уже исследовать. Как по мне, версия об убийстве Владимира Ивасюка спецслужбами является наиболее вероятной. Официальная версия следствия не выдерживает никакой критики, потому что за всеми признаками Володя не был самоубийцей. Хотя, после его смерти, власть распускала сплетни о том, что Ивасюк был психически не уравновешенным, страдал от творческого кризиса, депрессии, неврастении и т.д. Пусть эти лживые наветы останутся на совести своих авторов. Лучшим свидетельством, того, что у Владимира все было хорошо как с психическим здоровьем так с творчеством, есть его песни, его работа. Похороны композитора, который символически проходил 22 мая, в тот день когда тело Великого Кобзаря перезахоронили на Чернечей горе в Каневе , превратился в многотысячный митинг-реквием. Несмотря на все попытки власти воспрепятствовать захоронению Ивасюка на Лычаковском кладбище, львовяне добились, чтобы их любимого певца похоронили среди Пантеона Великих. Десятилетия, чиновники не позволяли родителям поставить памятник на могиле сына, три раза его могилу поджигали, она горела даже во время дождя, но никакими репрессиями не удастся уничтожить человеческую память и любовь к одному из самых талантливых, самых верных сынов Украины.


Читайте также:


Кризис доверия, национальные интересы или помоги себе сам

«С нетерпением жду конец света. Пора закрывать эту лавочку ... »

Украина отменила усиление контроля за импортом мяса

НИ ОДИН СПОРТИВНЫЙ ЗАВЕДЕНИЕ КРАЯ НЕ ЛИЦЕНЗИИ

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: