Педагогические науки - залог прогресса общества
Категория: Здоровье, 01.04.2010
Говоря о науке в целом, нельзя не упомянуть и о педагогические науки, которые имеют целью не только обучение, но и воспитание человека в целом. Ведь в зависимости от того, как в обществе поставлено воспитание детей и молодежи, оно прогрессирует быстрее или медленнее. Образование и воспитание является важнейшей предпосылкой развития общества. О том, на каком этапе находятся педагогические науки в Украине и в Тернополе частности, мы поинтересовались у первого проректора Тернопольского национального педагогического университета им. В. Гнатюка, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Академии педагогических наук Украины Григория Терещука.
- Григорий Васильевич, какие учреждения сегодня занимаются развитием педагогических наук в Украине? - На сегодня главным учреждением, которое занимается развитием педагогических наук в нашем государстве, является Национальная Академия педагогических наук (президент - академик НАН и АПН Украины Василий Кремень. В составе Академии функционируют 9 научно-исследовательских институтов, 2 высших учебных заведения последипломного образования, 6 центров: Институт педагогики, Институт высшего образования, Институт информационных технологий и средств обучения, Донецкий институт последипломного образования инженерно-педагогических работников, Южный и Восточный научные центры, Крымский научно-методический центр управления образованием и др. В научных подразделениях работает более 1185 ученых, из них 181 доктор и 502 кандидата наук. Академия развивается довольно прогрессивно, а ее члены постоянно отслеживают и инициируют все новинки, которые появляются в мире. Примером может служить Институт одаренного ребенка, созданный в 2007 году на базе Академии. Главной целью деятельности этого Института, учитывая важность и актуальность исследования проблемы одаренности человека, является необходимость улучшения научно-методического и организационно-побудительного обеспечения функционирования системы выявления, развития и поддержки детей и молодежи, проявляющих различные виды одаренности, в реальной социально-экономической и образовательном пространстве Украины. Также особого внимания заслуживает Институт профессионально-технического образования, ведь сейчас, когда ликвидировано немало профтехучилищ ощущается серьезный недостаток работников рабочих профессий - плиточников, маляров, штукатуров и т.д. Молодые люди считают данные профессии непрестижными, поэтому выбирают экономическое или юридическое сферы. А целью деятельности Института является среди всего прочего способствовать повышению престижа этих профессий. - А что Вы можете сказать о научно-исследовательскую работу в Тернопольском национальном педагогическом университете? - Научно-исследовательская работа является органической составляющей функционирования университета и организуется по п пятью приоритетными направленияхмамы развития науки и техники: фундаментальные исследования из важнейших проблем естественных, общественных и гуманитарных наук; сохранение окружающей среды (окружающая среда) и устойчивое развитие; новейшие биотехнологии; новейшие ресурсосберегающие технологии в агропромышленном комплексе; новые вещества и материалы. Силами университета разрабатывается 12 приоритетных комплексных коллективных тем и 7 научных проектов, которые на конкурсной основе получили целевое государственное финансирование от МОН Украины. Также в течение последних лет в университете сформировалось 5 авторитетных научных школ. В университете имеется 10 профессиональных изданий, входящих в перечень научных профессиональных изданий ВАК Украины. Однако хотел бы отметить, что наша научная работа привязана в основном к потребностям вуза: это подготовка и издание учебников, пособий, разработки новейших электронных технологий и др. Так, сейчас в университете ведется работа по созданию Центра дистанционного обучения. Недавно у нас проводился региональный научно-практический семинар для преподавателей, цель научить педагогов работать со студентами (в том числе и за границей) в режиме онлайн, повысить качество подготовки специалистов. - А как с кадровым обеспечением? - На сегодня в Украине существенно ощущается нехватка кадров, особенно руководящих (заведующих кафедр). Одной из наибольших проблем наших вузов является низкая обеспеченность докторами наук. Наш же университет с этим более-менее справляется. Например, в Министерстве образования и науки Украины только 50% кафедр возглавляют доктора наук, в педагогических вузах страны - лишь 30%. У нас же с 50 кафедр - 28 возглавляют доктора наук (56%). И, надеюсь, в недалеком будущем все наши кафедры возглавлять доктора. Также есть потребность в специалистах по физической культуре, компьютерных и физико-математических наук. Относительно последних, то отмечу, что в последнее время физико-математические науки пиднепалы не только в нашей стране, но и во всем мире. Дело в том, что во-первых, это достаточно сложная область знаний и не всем так сказать «дано» ею овладеть, а во-вторых, сегодня молодежь предпочитает более престижным профессиям. - Григорий Васильевич, а с какими еще проблемами, кроме нехватки кадров, сталкиваются педагогические науки сегодня? - По моему мнению, серьезной проблемой для педагогических наук и особенно педагогики высшей школы в настоящее время является то, что научные решили, будто ею могут заниматься все без исключения: доктора технических, биологических наук, даже медики - люди, которые не имеют базового педагогического образования, не понимают, что такое дидактическая система, которая имеет свои закономерности и правила. Поверхностно «нахватаются» теории и начинают воплощать ее в жизнь. А еще хуже, когда эти люди начинают руководить диссертациями с педагогических наук. Можете себе представить, что получается в результате. Неоднократно были случаи, когда аспирантов, которые писали работы в таких научных руководителей, эксперты Ученого аттестационной комиссии (и я в том числе) лишали добытого степени. Поэтому хочу подытожить, что каждый должен заниматься своим делом.
Общалась Анна Артим
ты, что получается в результате. Неоднократно были случаи, когда аспирантов, которые писали работы в таких научных руководителей, эксперты Ученого аттестационной комиссии (и я в том числе) лишали добытого степени. Поэтому хочу подытожить, что каждый должен заниматься своим делом.
Общалась Анна Артим
Читайте также:
|
Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр
Связаться с нами:
|