Поиск       
Советский Эксперт on-line

Борьба за Конституцию - это борьба за государство

Категория: Политика, 21.05.2008

В нашем государстве вновь обострилась изменения в Конституцию, или принятие нового Основного закона. Идут дискуссии и о форме правления в государстве. Парламентской или президентской республикой должна быть Украина? Между этими системами республиканского правления являются существенные отличия. Если говорить о парламентской и парламентско-президентскую республику, то можно выделить такие ее признаки: это верховенство парламента в системе властного треугольника, существенное сужение роли президента; правительство формирует лидер парламентского большинства, правительство подотчетно парламенту; избрания парламента через пропорциональную избирательную систему.

Как показывает опыт европейских стран, они в построении демократических устройств отличаются разнообразием конституционных форм. В текстах Конституции практически не принято четко формулировать само название системы государственного правления - президентской и парламентской, а также в соответствии двух смешанных вариантов.

Всего европейские страны за системой правления распределяются следующим образом: парламентские и парламентско-президентские республики - 21 страна (Австрия, Германия, Италия, Болгария, Греция и другие), президентские и президентско-парламентские республики - 12 стран (Беларусь, Россия, Франция, Польша , Португалия и другие). Украина по Конституции 1996 года - президентско-парламентская, а с изменениями в Конституцию 8 декабря 2004 парламентско-президентская республика.

До парламентских государств относятся европейские конституционные монархии
В президентской республике в руках Президента объединены полномочия главы государства и главы исполнительной власти (правительства). Примером таких государств являются США, Бразилия, Аргентина, почти все государства Латинской Америки (за исключением 9 стран-членов Содружества.
Кроме разделения по форме правления, является разделение стран по способу избрания президента.

Европейские республики делятся по этому принципу так: народ избирает Президента в 22 странах (Украина, Польша, Литва, Франция, ...). Президента выбирает Парламент в 11 странах (Австрия, Италия, Германия, Венгрия и другие).

Склонность к преимущественного содержания парламентского компонента имеют старые государства, а президентском предпочтение отдают молодые образования.
Объясняется это тем, что в первом случае Западная Европа проявляет защитную реакцию против тоталитаризма - попыткой растворить единоличную власть в обезличенные массе парламентаризма. Во втором случае возникает необходимость концентрации власти ради защиты государственного суверенитета молодой государственной нации в условиях внутренних и внешних угроз для самого ее существования, как в случае с Украиной.
Парламентская республика очень уязвима, больше во внешней политике. Особенно сейчас, когда Украина направляется в НАТО. Ведь приризы. Подпитывают изменения среди меньших партнеров правительственных коалиций и соблазн требовать удовлетворения все новых требований (кадровых и бизнес), шантажируя иначе угрозой разрушения большинства. Видели это на примере СПУ и А.А. Мороза.
Из этих изменений, внесенных в Конституцию, можно сделать вывод, что ни один из авторов проекта конституционной реформы не преследовал в первую очередь национальных интересов и потребностей построения по-настоящему эффективной системы власти. За действиями всех участников процесса отчетливо проглядывали узко корпоративные интересы - разные и взаимоисключающие.

Как известно, Конституцию в 1996 году принимала Верховная Рада. Верховная Рада приняла и изменения 8 декабря 2004года. В обоих случаях эти важные документы принимались поспешно и под определенным давлением. В 1996 году Верховная Рада принимала Конституцию под угрозой роспуска, а в 2004 году - переголосование второго тура президентских выборов. Принятие Конституции парламентом нарушает права народа, ибо в Конституции четко сказано, что единственным источником власти в Украине является народ. Сейчас наступил ответственный момент, чтобы исправить эти конституционные несоответствия, внести изменения в Конституцию и всенародно их принять. Путь выхода Украины из нынешнего кризиса - отказ от изменений внесенных в Конституцию 8 декабря 2004. Да и в нынешнем парламенте принять принципиальные изменения в Конституцию не удастся.

Какая мировая практика принятия Конституции?
Один из путей принятия конституции - на референдуме. Референдум привлекает внешним демократизмом, поскольку каждый дееспособный гражданин имеет возможность почувствовать свое участие в решении судьбы такого документа как Конституция. Да и само принятие Конституции путем референдума выглядит как вершина демократии, поскольку его одобрен самим народом. Родоначальница конституционных референдумов - Франция, где состоялся первый референдум в 1800 году. На референдуме принималась Конституция Греции (1968), Конституция Чили за генерала Пиночета (1980). Во Франции в 1958 году Конституцию V Республики принимали на референдуме. Из этих примеров видно, что Конституцию, которые имели эпохальное значение для стран, принимались на референдуме. Благодаря этому, во Франции удалось ликвидировать правовой хаос, в Греции и Чили принятые на референдуме Конституции загородили путь к власти коммунистам и другим левым силам. С другой стороны референдум - форма разрешения конфликта между различными ветвями власти.

Другой путь принятия Конституции - «Конституанта» (с французского «конституционное собрание»). Парламент на длительное время лишает себя права принимать или менять Конституцию, а народ выбирает Конституанту. Ее члены (желательно юристы, специалисты по конституционному праву) ничем, кроме подготовки и принятия Конституции, заниматься не призваны. Не должны они и совмещать свое участие в Конституанти с членством в парламенте, правительстве, других властных учреждениях. После принятия Конституции Конституанту распускают.

Плодом ее деятельности должна быть Конституция, составленная не на коньюктурних началах, а с мыслью о судьбе страны. Многие страны шло путем принятия Конституции Конституционным собранием: Латвия (1922), Грузия (1921), Филиппины (1935) и другие. В США изменение федеральной Конституции зависит от Конституционного Собрания 3 / 4 штатов.

У нас в Украине идея Конституанты тоже Ненова. В октябре 1918 Украинский Национальный Совет, созданная из украинских депутатов австрийского парламента и краевых сеймов Галиции и Буковины, провозгласила себя Конституантою и 13 ноября 1918 приняла «Основной временный закон». В УНР также готовились выборы Учредительного Собрания для принятия Конституции, но наступление российско-большевистских войск сорвал конституционный процесс.

Нужно быть очень наивным, чтобы представить, как нынешние народные депутаты Украины отдают кому право на конституционные решения. Но Верховная рада не только не может, но и не должна принимать Конституцию, ибо она является государственный орган. И тогда не народ, а государство будет выступать как творец. Но у сторонников принятия Конституции Верховной Радой является якобы аргумент, что Верховная Рада - представительный орган, а поэтому это не противоречит принципу «народ - единственный источник власти». Так, Верховная Рада избрана народом, но она является одной из ветвей государственной власти - законодательной. Основная функция Верховной Рады - принимать законы, которые могут соответствовать Конституции. Это аксиома, из которой следует, что Конституция в отношении законодательного органа выполняет контрольные функции. Таким образом, один и тот же орган принимает и законы, и Конституцию, которой должны соответствовать эти законы. Кроме того, Конституция устанавливает полномочия Верховной Рады. Следовательно, принцип «народ - единственный источник власти» отвечает суждения «народ - единственный субъект принятия Конституции.

Павел Сливки, историк


в Конституанти с членством в парламенте, правительстве, других властных учреждениях. После принятия Конституции Конституанту распускают.

Плодом ее деятельности должна быть Конституция, составленная не на коньюктурних началах, а с мыслью о судьбе страны. Многие страны шло путем принятия Конституции Конституционным собранием: Латвия (1922), Грузия (1921), Филиппины (1935) и другие. В США изменение федеральной Конституции зависит от Конституционного Собрания 3 / 4 штатов.

У нас в Украине идея Конституанты тоже Ненова. В октябре 1918 Украинский Национальный Совет, созданная из украинских депутатов австрийского парламента и краевых сеймов Галиции и Буковины, провозгласила себя Конституантою и 13 ноября 1918 приняла «Основной временный закон». В УНР также готовились выборы Учредительного Собрания для принятия Конституции, но наступление российско-большевистских войск сорвал конституционный процесс.

Нужно быть очень наивным, чтобы представить, как нынешние народные депутаты Украины отдают кому право на конституционные решения. Но Верховная рада не только не может, но и не должна принимать Конституцию, ибо она является государственный орган. И тогда не народ, а государство будет выступать как творец. Но у сторонников принятия Конституции Верховной Радой является якобы аргумент, что Верховная Рада - представительный орган, а поэтому это не противоречит принципу «народ - единственный источник власти». Так, Верховная Рада избрана народом, но она является одной из ветвей государственной власти - законодательной. Основная функция Верховной Рады - принимать законы, которые могут соответствовать Конституции. Это аксиома, из которой следует, что Конституция в отношении законодательного органа выполняет контрольные функции. Таким образом, один и тот же орган принимает и законы, и Конституцию, которой должны соответствовать эти законы. Кроме того, Конституция устанавливает полномочия Верховной Рады. Следовательно, принцип «народ - единственный источник власти» отвечает суждения «народ - единственный субъект принятия Конституции.

Павел Сливки, историк


Читайте также:


Дорогие краяне! Поздравляю Вас с великим христианским праздником - Воскресением Христовым!

Зеленая жемчужина Лановець - под угрозой

Он словом сатиры срывает маски ...

Культура

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: