Поиск       
Советский Эксперт on-line

Как Зеленые праздники стали Троицей

Категория: Культура, 16.06.2008

Зеленые праздники - один из древнейших народных праздников украинского. Своими корнями оно уходит еще дохристианских времен. Этот праздник имеет глубокую философию и обрядность, которая лишь подчеркивает его священнодействие. В Хлеборобском календаре наших предков Зеленые праздники занимали видное место и были символом окончания весеннего и началом летнего календарного цикла. Издавна Зеленые праздники отмечали в первой декаде мая, в то время, когда все вокруг зеленеет, природа набирается животворных сил, деревья изобилуют зеленью, начинают цвести злаковые культуры, в частности рожь.

Действительности Зеленые праздники - это целая совокупность весенних праздников, которые начинаются с первого мая, когда наши предки пошановувалы древнеславянский богиню растительности Майю, и продолжались вплоть до праздника Троицы, возникшее для почтения Солнца, Воды и Земли, которые рожают Зеленое Чудо и творят жизнь. Как видим, праславянское праздник Троицы полностью отличается от христианского. Уже после крещения Украины христианские епископы, не сумев искоренить из человеческой памяти исконные верования своих предков, под старым названием пристроили библейское праздник. Итак, с тех пор праздник Троицы получило иное толкование, а именно чествования триединства Бога.

С принятием христианства Зеленые праздники стали называться Троицей, которая отмечалась на 50-й день после Пасхи и совпадала с Зеленым воскресеньем. Однако на протяжении многих веков традиционно оставалась давняя народная ритуально-обрядовая составляющая Зеленых праздников. Да, именно с тех дохристианских времен остался у нас обычай на троицу украшать дома зелеными ветвями и пахучими травами.

Давние украинские верили, что как раз на троицу вторично после Пасхи приходят души умерших родственников на пир к живым. Души приходили к своей семье и прятались в зеленую, которой украшали дома. В эти дни нельзя было ссориться, чтобы не огорчить своих усопших родственников. Готовились вкусные поминальные блюда, обязательно яичница, рыба, грибная юшка, постный борщ.

Мы можем констатировать, что во многих регионах Украины практика поминать своих родственников именно на Зеленые праздники сохранилась до сих пор, особенно эта традиция больших поминальных гуляний характерна для центральной части Украины. Это свидетельствует о непрерывности генетической памяти народа.

С другой стороны, традиция украшать свои дворы зелеными ветками и пахучими травами была связана с определенными магическими действами, которые оберегали двор и семью от злых духов.

Как можно не удивиться проницательности и интуиции наших предков, которые без современных исследований смогли точно определить энергетику растений! Да, наши прародители знали, что тополь и осина несут негативную энергетику, поэтому при Зеленых праздников, как правило, именно этими дереваи украшали свои дома, чтобы отогнать злых духов.

Зеленые праздники, как все исконные праздники нашего народа, четко совпадали с биоритмами природы, именно поэтому и достигалась максимальная целебная и магическая сила.
С точки зрения будущего урожая начало мая - очень важный и уязвимый время для деревьев и зерновых культур, поскольку они еще не набрались столько силы и мощи, чтобы противостоять превратностям погоды, которая в начале мая очень переменчива. Чтобы защитить деревья и травы от сильных ливней, внезапных заморозков и ураганов, на поверхность выходят мощные духи росы - Русалки.

Поэтому и не случайно, что в перечень Зеленых праздников наши предки внесли и так называемый Русалочья Пасха, который всегда приходился на четверг. В этот день наши предки поминали Матерей Рода, Берегиня, которых чествовали свежевыпеченные хлебом, который в виде пожертвования приносили на воды рек. Женщины развешивали на деревьях полотенца, ленты, кусочки полотна - «Русалка на рубашку», заквитчувалы дом и двор.

Среди обрядодейств русалчин Пасхи девушки тоже не отставали. Они обязательно заплетали березку, чтобы несколько дней спустя или завяли заплетенные березовые ветви, или нет, гадать о своей судьбе. Чтобы задобрить русалок накануне купальского сезона и выпросить у них хорошего суженого, девушки завивали венки из пахучих трав - полыни, любисток, мяты и аира, которые бросали на воду. Лишь раз в год на Русалочья Пасху русалки покидают свои укрытия и устраивают себе настоящий праздник. Они водят хороводы, поют, смеются, качаются на ветвях деревьев, плескочуться в реках и озерах. Как правило, люди стараются не мешать русалкам праздновать их Пасху. Ведь наши предки осознавали и уважали ту большую работу, которую вели русалки для человеческого благополучия.

Поэтому в этот день без крайней нужды никто не отлучается из дома ни в леса, ни в водоемы. А кто отваживался пойти в поле или в лес в эту пору, то с собой брал обереги от русалок - татарское зелье, любисток или полынь (на шее), подпоясывался полынной перевяслом, надевал венок из ветвей деревьев и травы, обозначал по кругу пространство вокруг себя свяченым ножом. Детям в кроватку или колыбель клали чеснок и свяченого ножа т.д. Примечательно, что запертые линии (пояса, венка, «ножевого круга») с древнейших времен имели магические защитные свойства.

Согласно мифологических представлений древних украинских, Русалки неразрывно поьязани с созреванием и расцветом всей природы, которую они стимулируют к созданию благодаря своей питательной росе, которую они приносят из сказочных краев, оттуда, где растет дерево жизни. Именно с его вечнозеленых веточек русалки собирают медовую росу, которую разливают на поля, леса, реки.

Именно они заботятся о опыления цветов, оказывают животворной, исцеляющей силы рекам и источникам. Как утверждают мифы, русалки зимой живут под землей, с чистого четверга и до Троицы - в реках, а на Зеленые праздники выходят на берег, поэтому их еще называют берегинями, нимфы, нявка. Русалок есть очень много видов, и бесконечное количество. Они живут везде, где есть вода и зелень, ведь они являются их берегинями. Так хозяйничают веселые нимфы, пока природа не окрепнет и не станет сама готова к воссозданию и оплодотворения. А этот миг наступает в Купальскую ночь, во время летнего солнцестояния, 21 июня, когда к могучей магии Зеленые и Воды добавляется мощная магия Солнца и Огня. Это мощное единение первооснов Жизнь делает природу плодотворной.

Наталья Божедара

стики социальной и инженерной, целебной силы рекам и источникам. Как утверждают мифы, русалки зимой живут под землей, с чистого четверга и до Троицы - в реках, а на Зеленые праздники выходят на берег, поэтому их еще называют берегинями, нимфы, нявка. Русалок есть очень много видов, и бесконечное количество. Они живут везде, где есть вода и зелень, ведь они являются их берегинями. Так хозяйничают веселые нимфы, пока природа не окрепнет и не станет сама готова к воссозданию и оплодотворения. А этот миг наступает в Купальскую ночь, во время летнего солнцестояния, 21 июня, когда к могучей магии Зеленые и Воды добавляется мощная магия Солнца и Огня. Это мощное единение первооснов Жизнь делает природу плодотворной.

Наталья Божедара

Читайте также:


День победы - день памяти

Задержан поставщиков «живого товара» для Москвы

Чиновник получил взятку в 16 тысяч гривен

Экономика

Главное на сегодня
В Тернопольской ОГА - кадровые изменения

Председатель ОГА Михаил Цимбалюк назначил Чурилов Татьяну Ивановну на должность заместителя начальника главного финансового управления - начальника бюджетного управления главного финансового управления облгосадминистр

Связаться с нами: